1. Прочитайте текст и выполните задание. Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т.д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус.
Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.
(По Н. Смелзеру)
1. Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации? Что автор называет социальными нормами?
Автор называет социальными нормами ожидания и стандарты, которыми руководствуется взаимодействие людей. Он указывает, что некоторые нормы представлены в законах, таких как запрет на воровство, нападение на другого человека и нарушение контракта. Такие законы являются социальными нормами, и их нарушение влечет за собой наказание. Помимо законов, автор также отмечает, что повседневное поведение людей определяется множеством ожиданий, например, быть вежливыми по отношению к другим людям или делать подарок, когда мы гостим в доме друга. Эти ожидания также предъявляются к детям.
Таким образом, автор показывает, что социализация охватывает процесс развития определенных качеств личности в соответствии с ценностями общества, а методы социализации зависят от этих ценностей. Социальные нормы определяют ожидания и стандарты взаимодействия людей, и их нарушение может привести к наказанию.