Среди сущностных определений человека есть немало знаменовавших целые эпохи в философской мысли: «человек — разумное животное», «человек — политическое животное», «человек — животное, делающее орудия труда», «человек религиозный», «человек разумный» и др. философ макс шелер (1874—1928 гг.) писал: «человек есть нечто настолько обширное, многообразное, что все известные его определения вряд ли могут считаться удачными». человек является объектом изучения многих наук. среди них — биология, , психология, генетика, антропология, этнология. так, в центре антропологии (учения о человеке) стоит проблема происхождения, становления человека современного типа, в центре психологии — закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, в центре генетики — законы наследственности и изменчивости организмов. вместе с тем человек является и основным предметом философского знания. «человек есть мера всех вещей», — говорил древнегреческий философ протагор. что это за мера? в чем и как она проявляется? эти вопросы около 2,5 тыс. лет и вызывают горячие споры. философский подход в изучении человека состоит в том, что человек рассматривается как вершина эволюции живого, как раскрытие творческого потенциала природы и общества, как творец духовного мира. когда аристотель различал растительную, животную и человеческую души, то он показывал место человека в природной иерархии и его зависимость от более низших материальных состояний. возникают вопросы: почему сущностных характеристик человека так много? почему они столь различны, хотя и имеют в виду один и тот же объект — человека? попытаемся разобраться в этих вопросах.