Трепа́к (укр. тропак) — старинная русская пляска, распространённая также на Украине[1]. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги, притоптывания и присядка с выбрасыванием ног. Основное положение рук на поясе. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напев
старинная рус. пляска, распространённая также на Украине. Плясовые движения (преим. дробные шаги и притоптывания) импровизировались исполнителем, стремившимся показать удаль и виртуозное мастерство. По характеру Т. имел много общего с "Камаринской" и "Барыней"; он представлял собой либо одиночную муж. пляску, либо пляску-соревнование (т. н. перепляс). В отличие от них не имел традиц. мелодии, т. к. его происхождение не было связано с конкретной песней. Метроритмич. формула - 2 двудольных такта хореич. стопы с дроблением (обычно неполным) сильной доли 1-го такта и дальнейшим укрупнением длительностей:
Нар. определение подобной ритмики - пляска "в три ноги", в отличие от пляски "в две ноги", где долгая сильная доля чередуется с двумя короткими слабыми долями
Трепак
старинная рус. пляска, распространённая также на Украине. Плясовые движения (преим. дробные шаги и притоптывания) импровизировались исполнителем, стремившимся показать удаль и виртуозное мастерство. По характеру Т. имел много общего с "Камаринской" и "Барыней"; он представлял собой либо одиночную муж. пляску, либо пляску-соревнование (т. н. перепляс). В отличие от них не имел традиц. мелодии, т. к. его происхождение не было связано с конкретной песней. Метроритмич. формула - 2 двудольных такта хореич. стопы с дроблением (обычно неполным) сильной доли 1-го такта и дальнейшим укрупнением длительностей:
Нар. определение подобной ритмики - пляска "в три ноги", в отличие от пляски "в две ноги", где долгая сильная доля чередуется с двумя короткими слабыми долями