Тема триместра: Музыкальный образ.
Тема урока: Лирические образы в музыке.
Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах (образ – художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках) – в их возникновении, развитии, взаимодействии. Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадывается всевозможные перемены, сдвиги, контрасты. Появление новой мелодии, изменение ритмического рисунка, смена раздела почти всегда означает возникновение нового образа близкого по содержанию или прямо противоположного.
В музыке, как и человеческой душе, редко бывает только одна линия, одно настроение. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию Как правило, продолжительность пьесы тесно связана с особенностью её образного строения. Маленькие пьесы обычно близки к единой образной сфере, в то время как крупные требуют более долгого и сложного образного развития.
Композиторы, обращаясь к лирическому образу, нередко обращаются к музыкальной миниатюре. Лирическим произведением можно назвать произведения искусства, которое выражает чувства человека, его душевные переживания. Музыкальные интонации в таких произведениях светлые, спокойные, возвышенные, благородные.
Одно из таких произведений – Прелюдия Сергея Васильевича. Рахманинова № 12. Её настроение, одновременно трепетное и тоскливое, созвучно русской музыкальной традиции воплощения образов печали и прощания. Композитор не дал пьесе название, однако в музыке чувствуется щемящее осеннее состояние: трепет последней листвы, моросящий дождь, низкое серое небо. Музыкальный образ прелюдии дополняется даже моментом звукоизобразительности: в мелодико-фактурном звучании угадывается нечто похожее на прощальное курлыканье журавлей, покидающих нас на долгую-долгую зиму..
Прочитайте строки из стихотворения Николая Михайловича Рубцова «Журавли», в котором пронзительно и точно обрисован образ русской души и русской природы, воплощённый в высоком прощальном полёте журавлей..
Вот летят, вот летят….Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!
Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их…
Рассмотри картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» и послушай Прелюдию С. В. Рахманинова, настраиваясь на лирический образ перечисленных произведений.
Вопросы и задания по теме урока.
1. Рассмотри репродукции картин «Юный нищий» Э. Мурильо и «Триумф Цезаря» А. Мантенья. Какая из них представляет собой малую, а какая – крупную форму? По каким признакам это можно определить?
2. Правомерно ли утверждение, согласно которому глубина и сложность художественного образа произведения зависят исключительно от его масштабов? Почему? Расскажи на примере картин «Юный нищий» и «Триумф Цезаря».
3. Можно ли считать, что Прелюдия С. Рахманинова относится к произведениям малой формы? Что об этом свидетельствует?
4. Как в музыкальном произведении может быть претворён лирический образ? Расскажи на примере Прелюдии С. Рахманинова.
5. Что в большей степени присуще художественному образу услышанной прелюдии – единство, перемены или контрасты.
6.Вспомни известные тебе произведения музыки, литературы, ИЗО, воплощающие лирические образы печали и прощания. При подготовке ответа используй возможности сети Интернет