Творчество крупнейшего советского композитора Альфреда Шнитке (р. 1934) особенно интенсивно развивается в последние десять-пятнадцать лет. Среди премьер выделяются несколько концертов – этому жанру композитор уделяет особенное внимание.
Обновление жанра сольного концерта выражено у Шнитке весьма отчетливо. Так, классическое соревнование солиста и оркестра превращается у него в противостояние, антагонистический конфликт личности и враждебного мира. Конкретный облик, звуковая материя этого конфликта каждый раз иные, иным предстает «сюжет» произведения, по-разному звучит голос «Героя». Но есть и общее. Такова, например, господствующая в партии солиста стихия свободного монолога, речи «от первого лица». Не случайно явное предпочтение, оказываемое Шнитке струнным инструментам, интонационно самым гибким и близким человеческому голосу.
Concerto grosso № 1 (1977) – одно из самых значительных сочинений Шнитке. В его основе – интеграция различных «музыкальных времен» от эпохи григорианского хорала и Возрождения до современности. Они образуют в его музыке особый тип целостности, который сам композитор определил термином «полистилистика», ныне обозначающим не только стиль Шнитке, но и одну из значимых тенденций современной музыки. Построение Concerto grosso по внешним признакам соответствует нормам старинного жанра. Но и концепция сочинения, и его музыкально-выразительные средства глубоко индивидуальны и целиком принадлежат нашему времени. Безупречная по мастерству композиция увлекает красотой и разнообразием мелодики, яркостью контрастов, феерическим блеском партитуры.
Почти все инструментальные концерты возникли по инициативе выдающихся музыкантов, привлеченных высокими художественными достоинствами музыки композитора, его великолепным «слышанием» любого инструмента. Концерт для виолончели с оркестром, завершенный весной 1986 года, посвящен замечательной исполнительнице, заслуженной артистке РСФСР Наталии Гугман с именем которой связаны и два более ранних опуса Шнитке – Соната для виолончели и фортепиано (1978) и Concerto grosso №2 (1982).
Новая творческая вершина Гутман – премьера Виолончельного концерта, ставшая заметным событием музыкальной жизни. Редкая одухотворенность, пластичность исполнительской манеры создавала впечатление сиюминутного рождения яркого новаторского произведения.
Творчество крупнейшего советского композитора Альфреда Шнитке (р. 1934) особенно интенсивно развивается в последние десять-пятнадцать лет. Среди премьер выделяются несколько концертов – этому жанру композитор уделяет особенное внимание.
Обновление жанра сольного концерта выражено у Шнитке весьма отчетливо. Так, классическое соревнование солиста и оркестра превращается у него в противостояние, антагонистический конфликт личности и враждебного мира. Конкретный облик, звуковая материя этого конфликта каждый раз иные, иным предстает «сюжет» произведения, по-разному звучит голос «Героя». Но есть и общее. Такова, например, господствующая в партии солиста стихия свободного монолога, речи «от первого лица». Не случайно явное предпочтение, оказываемое Шнитке струнным инструментам, интонационно самым гибким и близким человеческому голосу.
Concerto grosso № 1 (1977) – одно из самых значительных сочинений Шнитке. В его основе – интеграция различных «музыкальных времен» от эпохи григорианского хорала и Возрождения до современности. Они образуют в его музыке особый тип целостности, который сам композитор определил термином «полистилистика», ныне обозначающим не только стиль Шнитке, но и одну из значимых тенденций современной музыки. Построение Concerto grosso по внешним признакам соответствует нормам старинного жанра. Но и концепция сочинения, и его музыкально-выразительные средства глубоко индивидуальны и целиком принадлежат нашему времени. Безупречная по мастерству композиция увлекает красотой и разнообразием мелодики, яркостью контрастов, феерическим блеском партитуры.
Почти все инструментальные концерты возникли по инициативе выдающихся музыкантов, привлеченных высокими художественными достоинствами музыки композитора, его великолепным «слышанием» любого инструмента. Концерт для виолончели с оркестром, завершенный весной 1986 года, посвящен замечательной исполнительнице, заслуженной артистке РСФСР Наталии Гугман с именем которой связаны и два более ранних опуса Шнитке – Соната для виолончели и фортепиано (1978) и Concerto grosso №2 (1982).
Новая творческая вершина Гутман – премьера Виолончельного концерта, ставшая заметным событием музыкальной жизни. Редкая одухотворенность, пластичность исполнительской манеры создавала впечатление сиюминутного рождения яркого новаторского произведения.