Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском («романском» ) языке, в отличие от латинских песнопений. В XVI в. романсами начали называться любовные, шуточные и сатирические песни с инструментальным сопровождением. В Германии и романс и песня объединялись названием Lied, замечательные образцы которой создали Гайдн и Моцарт. В начале XIX в. романс как лирический жанр передать богатый и разнообразный внутренний мир человека, привлекал крупнейших композиторов. Первый цикл романсов принадлежит Бетховену («К далекой возлюбленной») . Большое внимание уделяли романсу композиторы-романтики: Вебер, Шуберт, Шуман. Позднее этот жанр развили Брамс, Вольф, Малер, Форе, Шарпантье, Дебюсси, Григ и др. В России предшественницей романса была «российская песня» 2-й полов. XVIII в. , представленная творчеством Ф. Дубянского и О. Козловского. В 1-й полов. XIX в. повсеместно распространился лирический бытовой романс — детище городской культуры, впитавший достижения русской народные песни, а также некоторые черты украинской и цыганской песни. Вначале романс носил следы салонной сентиментальности, но вскоре в нем победили демократические элементы; в него включаются ритмы танцев — вальса, мазурки, болеро; он тесно сближается с поэзией Жуковского, Баратынского, Батюшкова, Пушкина. Создатели классического русского романса — Глинка, а также его современники — Алябьев, Верстовский, Варламов, Гурилев. В дальнейшем романсу уделяли большое внимание почти все русские композиторы... Многозначный музыкальный и литературный термин, в наиболее распространённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском («романском» ) языке, в отличие от латинских песнопений. В XVI в. романсами начали называться любовные, шуточные и сатирические песни с инструментальным сопровождением. В Германии и романс и песня объединялись названием Lied, замечательные образцы которой создали Гайдн и Моцарт. В начале XIX в. романс как лирический жанр передать богатый и разнообразный внутренний мир человека, привлекал крупнейших композиторов. Первый цикл романсов принадлежит Бетховену («К далекой возлюбленной») . Большое внимание уделяли романсу композиторы-романтики: Вебер, Шуберт, Шуман. Позднее этот жанр развили Брамс, Вольф, Малер, Форе, Шарпантье, Дебюсси, Григ и др. В России предшественницей романса была «российская песня» 2-й полов. XVIII в. , представленная творчеством Ф. Дубянского и О. Козловского. В 1-й полов. XIX в. повсеместно распространился лирический бытовой романс — детище городской культуры, впитавший достижения русской народные песни, а также некоторые черты украинской и цыганской песни. Вначале романс носил следы салонной сентиментальности, но вскоре в нем победили демократические элементы; в него включаются ритмы танцев — вальса, мазурки, болеро; он тесно сближается с поэзией Жуковского, Баратынского, Батюшкова, Пушкина. Создатели классического русского романса — Глинка, а также его современники — Алябьев, Верстовский, Варламов, Гурилев. В дальнейшем романсу уделяли большое внимание почти все русские композиторы... Многозначный музыкальный и литературный термин, в наиболее распространённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.