Тема: Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия.
Цели: Обучающие :Анализировать связь духовной музыки с жизнью и бытом человека.
Развивающие:.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческое воображение.
Воспитательные: Воспитывать духовно- нравственные качества учащихся через приобщение их к народной культуре и искусству.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем - "Здравствуйте, ребята, здравствуйте!" (поступенное восходящее движение от первой ступени к пятой по звукам тонического трезвучия). ответ детей - "Здравствуйте, учитель, здравствуйте!" (полное повторение исходной попевки от пятой ступени к первой). на фоне музыки учитель читает :
Слово было вначале убого, Узко, словно истоки у рек.
Слово было вначале у Бога, Но коснулся его человек!
И оно полетело, как птица ,И запело над нашим жильем,
Чтобы людям – богам поклониться, Песней им послужить и стихом.
Актуализация опорных знаний
- Что такое фольклор?
-Какие жанры народной музыки вам знакомы?
2. Постановка проблемы.
Особый путь развития у русской музыки. Какие музыкальные жанры развивались в эпоху Петра? Чем отличалась русская опера от европейской? Это мы и постараемся выяснить на уроке.
3.Работа над темой урока.
Учитель: Реформы Петра I, направленные на развитие и укрепление государства расцвету русской светской культуры. В это время появляются новые формы музицирования и новые музыкальные жанры. По указу Петра создаются духовые оркестры. В каждой воинской части был свой духовой оркестр, формировавшийся из солдатских детей. эти оркестры играют на торжественных парадах и праздниках. особой популярностью пользуются роговые оркестры, состоящие из охотничьих рогов разной величины. Эти рога издавали только один звук, одну ноту и для самого простого музыкального произведения их требовалось не менее 50 штук. Роговые крепостные оркестры исполняли даже произведения Гайдна и Моцарта. Современники, слышавшие игру этих оркестров , восхищались необычной красотой их звучания.
В этот период дальнейшее развитие получает и давняя русская традиция хорового пения. В рукописных музыкальных альбомах XVIII века можно найти записи песен для трёх голосов, так называемых кантов. Канты были самого разного содержания: лирические, пасторальные, серенады исполнялись в домах любителей музыки на домашних вечерах.
Звучит кант "Мире лукавый"
Были канты хвалебные, их часто исполняли во время праздников, воспевая героические подвиги царя, военные победы. Были канты застольные, шутливые.
Тема: Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия.
Цели: Обучающие :Анализировать связь духовной музыки с жизнью и бытом человека.
Развивающие:.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческое воображение.
Воспитательные: Воспитывать духовно- нравственные качества учащихся через приобщение их к народной культуре и искусству.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем - "Здравствуйте, ребята, здравствуйте!" (поступенное восходящее движение от первой ступени к пятой по звукам тонического трезвучия). ответ детей - "Здравствуйте, учитель, здравствуйте!" (полное повторение исходной попевки от пятой ступени к первой). на фоне музыки учитель читает :
Слово было вначале убого, Узко, словно истоки у рек.
Слово было вначале у Бога, Но коснулся его человек!
И оно полетело, как птица ,И запело над нашим жильем,
Чтобы людям – богам поклониться, Песней им послужить и стихом.
Актуализация опорных знаний
- Что такое фольклор?
-Какие жанры народной музыки вам знакомы?
2. Постановка проблемы.
Особый путь развития у русской музыки. Какие музыкальные жанры развивались в эпоху Петра? Чем отличалась русская опера от европейской? Это мы и постараемся выяснить на уроке.
3.Работа над темой урока.
Учитель: Реформы Петра I, направленные на развитие и укрепление государства расцвету русской светской культуры. В это время появляются новые формы музицирования и новые музыкальные жанры. По указу Петра создаются духовые оркестры. В каждой воинской части был свой духовой оркестр, формировавшийся из солдатских детей. эти оркестры играют на торжественных парадах и праздниках. особой популярностью пользуются роговые оркестры, состоящие из охотничьих рогов разной величины. Эти рога издавали только один звук, одну ноту и для самого простого музыкального произведения их требовалось не менее 50 штук. Роговые крепостные оркестры исполняли даже произведения Гайдна и Моцарта. Современники, слышавшие игру этих оркестров , восхищались необычной красотой их звучания.
В этот период дальнейшее развитие получает и давняя русская традиция хорового пения. В рукописных музыкальных альбомах XVIII века можно найти записи песен для трёх голосов, так называемых кантов. Канты были самого разного содержания: лирические, пасторальные, серенады исполнялись в домах любителей музыки на домашних вечерах.
Звучит кант "Мире лукавый"
Были канты хвалебные, их часто исполняли во время праздников, воспевая героические подвиги царя, военные победы. Были канты застольные, шутливые.