Субдоминантовый квартсекстаккорд (S64) является вторым обращением субдоминантового трезвучия. S64 можно построить несколькими 1) S64 строится на I ступени и состоит из ч.4+б.3 в мажоре и ч.4+м.3 в миноре. Таким образом, S64 в C-dur будет иметь вид: до-фа-ля, а в a-moll: ля-ре-фа. То есть первый заключается в построении аккорда от определённой ступени, пользуясь интервальным составом. 2) Также можно построить S64, построив S53 и обратив его два раза. Так как субдоминанта - четвертая ступень, то и S53 будет строиться на четвертой ступени (учитывая знаки альтерации, разумеется). Например, обратимся к тональности Es-dur (ми♭мажор). Тоника - ми♭. Субдоминанта (четвертая ступень) - ля♭. Мажорное трезвучие имеет вид б.3+м.3. Таким образом: S53: ля♭-до-ми♭. Второе обращение (S6): до-ми♭-ля♭. Третье обращение (S64): ми♭-ля♭-до.
Уменьшённый вводный септаккорд (умVII7) строится на VII ступени в гармоническом мажоре (VI♭) и гармоническом миноре (VII♯). Состоит из: ум.53+м.3. Зная, что уменьшенное трезвучие состоит из м.3+м.3, очевидным оказывается тот факт, что умVII7 состоит из трёх малых терций (м.3+м.3+м.3). Также крайние звуки аккорда образуют уменьшенную септиму (ум.7). Обращается умVII7 в T/t53 с удвоением терцового тона. Для примера также приведу одну мажорную и одну минорную тональность: 1) Ми мажор (E-dur). При ключе: фа♯до♯соль♯ре♯, то так как строим аккорд в мажоре гармоническом, то VI ступень понижается: до♮. VII ступень - ре♯, от неё и строим умVII7: ре♯-фа♯-ля-до. Проверяем. ре♯-фа♯: м.3. фа♯-ля: м.3. ля-до: м.3. Строили, согласно правилам, от VII ступени, а VI-я, как и должно быть, стала пониженной. Значит, аккорд построен верно, и его можно разрешить: ми-соль♯-соль♯-си 2) h-moll. При ключе фа♯до♯. В гармоническом виде (VII♯) имеет также ля♯ при ключе. От ля♯ строим аккорд: ля♯-до♯-ми-соль. Разрешение: си-ре-ре-фа♯. Между крайними звуками (ля♯-соль) 4,5 тона. Это - большая секста, энгармонически равная ум.7.
1) S64 строится на I ступени и состоит из ч.4+б.3 в мажоре и ч.4+м.3 в миноре. Таким образом, S64 в C-dur будет иметь вид: до-фа-ля, а в a-moll: ля-ре-фа. То есть первый заключается в построении аккорда от определённой ступени, пользуясь интервальным составом.
2) Также можно построить S64, построив S53 и обратив его два раза. Так как субдоминанта - четвертая ступень, то и S53 будет строиться на четвертой ступени (учитывая знаки альтерации, разумеется). Например, обратимся к тональности Es-dur (ми♭мажор). Тоника - ми♭. Субдоминанта (четвертая ступень) - ля♭. Мажорное трезвучие имеет вид б.3+м.3. Таким образом: S53: ля♭-до-ми♭. Второе обращение (S6): до-ми♭-ля♭. Третье обращение (S64): ми♭-ля♭-до.
Уменьшённый вводный септаккорд (умVII7) строится на VII ступени в гармоническом мажоре (VI♭) и гармоническом миноре (VII♯). Состоит из: ум.53+м.3. Зная, что уменьшенное трезвучие состоит из м.3+м.3, очевидным оказывается тот факт, что умVII7 состоит из трёх малых терций (м.3+м.3+м.3). Также крайние звуки аккорда образуют уменьшенную септиму (ум.7). Обращается умVII7 в T/t53 с удвоением терцового тона. Для примера также приведу одну мажорную и одну минорную тональность:
1) Ми мажор (E-dur). При ключе: фа♯до♯соль♯ре♯, то так как строим аккорд в мажоре гармоническом, то VI ступень понижается: до♮.
VII ступень - ре♯, от неё и строим умVII7: ре♯-фа♯-ля-до.
Проверяем. ре♯-фа♯: м.3. фа♯-ля: м.3. ля-до: м.3. Строили, согласно правилам, от VII ступени, а VI-я, как и должно быть, стала пониженной. Значит, аккорд построен верно, и его можно разрешить: ми-соль♯-соль♯-си
2) h-moll. При ключе фа♯до♯. В гармоническом виде (VII♯) имеет также ля♯ при ключе. От ля♯ строим аккорд: ля♯-до♯-ми-соль. Разрешение: си-ре-ре-фа♯. Между крайними звуками (ля♯-соль) 4,5 тона. Это - большая секста, энгармонически равная ум.7.