Лады народной музыки 1. Используя различные знаки альтерации, превратите данные звукоряды в лидийский
и миксолидийский лады. Подпишите их и обозначьте изменённые ступени римскими
цифрами.
1
Скрипичный ключ(фа#до#соль#ре#) гамма от ноты ми
2
Скрипичный ключ (си бемоль, ми, ля, ре бемоли)
1.1. Гамма от ноты ми в лидийском ладу:
Сначала, мы возьмем гамму в исходном состоянии с звуками: ми, фа#, соль#, ля, си, ре#, ми.
Для превращения этого звукоряда в лидийский лад, нам нужно поднять 4-ю ступень на полутон, а именно ля до ля#.
Таким образом, звукоряд в лидийском ладу будет выглядеть так: ми, фа#, соль#, ля#, си, ре#, ми.
Чтобы подписать измененные ступени римскими цифрами, мы пронумеруем ступени диатонической гаммы от 1 до 7.
В лидийском ладу, измененная ступень будет 4-ой, поэтому ее можно обозначить римской цифрой IV.
Таким образом, лидийский лад будет иметь следующие обозначения: ми (I), фа# (II), соль# (III), ля# (IV), си (V), ре# (VI), ми (VII).
1.2. Гамма от ноты ми в миксолидийском ладу:
Аналогичным образом, мы возьмем гамму в исходном состоянии с звуками: ми, фа#, соль#, ля, си, ре, ми.
Для превращения этого звукоряда в миксолидийский лад, нам нужно поднять 7-ую ступень на полутон, а именно ре до ре#.
Таким образом, звукоряд в миксолидийском ладу будет выглядеть так: ми, фа#, соль#, ля, си, ре, ре#.
Измененная ступень будет 7-ой, и поэтому ее можно обозначить римской цифрой VII.
Таким образом, миксолидийский лад будет иметь следующие обозначения: ми (I), фа# (II), соль# (III), ля (IV), си (V), ре (VI), ре# (VII).
2. Гамма от ноты си-бемоль в лидийском ладу:
Гамма в исходном состоянии содержит звуки: си-бемоль, до, ре, ми-бемоль, фа, соль, ля, си-бемоль.
Для превращения этого звукоряда в лидийский лад, нам необходимо поднять 4-ую и 7-ую ступени на полутон.
Измененные ступени - ми-бемоль и ля, станут ми и ля# соответственно.
Таким образом, звукоряд в лидийском ладу будет выглядеть следующим образом: си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль, ля#, си-бемоль.
Измененные ступени будут 4-ой и 7-ой, которые можно записать римскими цифрами как IV и VII.
Таким образом, лидийский лад будет иметь следующие обозначения: си-бемоль (I), до (II), ре (III), ми (IV), фа (V), соль (VI), ля# (VII).
3. Гамма от ноты си-бемоль в миксолидийском ладу:
Для превращения гаммы от ноты си-бемоль в миксолидийский лад, нам нужно поднять только 7-ую ступень на полутон, а именно ля до ля#.
Таким образом, звукоряд в миксолидийском ладу будет выглядеть следующим образом: си-бемоль, до, ре, ми-бемоль, фа, соль, ля, ля#.
Измененная ступень будет 7-ой, и поэтому ее можно обозначить римской цифрой VII.
Таким образом, миксолидийский лад будет иметь следующие обозначения: си-бемоль (I), до (II), ре (III), ми-бемоль (IV), фа (V), соль (VI), ля (VII), ля# (VIII).
Таким образом, мы превратили данные звукоряды в лидийский и миксолидийский лады, подписали их и обозначили измененные ступени римскими цифрами, чтобы ответ был понятен школьнику.