1. В тональности Ре мажор построить и спеть: а) гамму натуральный вид, у гармонический вид
б) интервальную последовательность 6.3 -м.3 - м.3- ув.4 – 6.6
VII VI VI V
в) аккордовую последовательность т' - Ts-s*z - S6 — D, — T3
2.Построить, разрешить, определить тональности и спеть от звука «ля »:
6.2, ч.5, Б°, Drt t
3. Сольфеджирование выученных примеров:
а) одноголосная мелодия No 429 (Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио 1 ч)
б) романс или песня с аккомпанементом.
4. Чтение с листа одноголосной мелодии с предварительным анализом.
5.Творческое задание.
Tahra
Учитель музыкально-теоретических предметов
1. а.
2. Drt t.
3. б.
4. 8
1. Сыграть 1 пьесу с предварительным анализом (строение фраз,
темп, лад, тональный план, ключевые знаки;
2. Сыграть 1 пьесу без анализа.
Работа в тональностях до 3х знаков.
Критерий: безостановочность, ритмичность, осмысленность.
5 класс:
Научиться читать с листа, обращая внимание на характер произведения,
темп, ритмические особенности, динамику, педaлизацию, украшение, т.е.
уметь самостоятельно анализировать и выполнять все указания.
Разнообразная аккордовая ткань. Скачки в мелодии. Смена фактуры внутри
произведения – передача мелодии из одной руки в другую. Полифонические
элементы.
Хорошим стимулом для обучения чтению с листа является музицирование в
ансамбле с преподавателем или другим учеником.
Размеры: две четверти, три четверти, четыре четверти, шесть восьмых.
Ритмические группы: закрепление всех пройденных ритмических рисунков,
синкопы, триоли, пунктирный ритм.
Учащийся 5 класса должен уметь:
1. Прочитать с листа одно произведение без предварительного
разбора, сделать анализ (строение фраз, темп, лад, тональный план,
ключевые знаки).
Работа в тональностях до трех знаков со случайными знаками альтерации.
Критерии: безостановочность, соответствие темпу, чёткое ритмическое
оформление, музыкально-осмысленное исполнение.
6 класс:
Совершенствовать навыки чтения с листа, приобретенные в
предыдущих классах.
В связи с повышающейся сложностью используемых произведений,
необходимо объяснить ученику систему сокращений и облегчений
исполняемых текстов. Навык чтения с листа не требует играть «абсолютно
всё», но при этом произведение не должно пострадать. Для этого нужно
научить ребёнка сокращать сознательно по определённым правилам:
мелодическая линия и бас должны оставаться неизменными, разрешается
сокращение средней части фактуры (но чтобы не пострадал гармонический
план), удвоение, проходящих нот и т.д.
Усложнять задачи:
-усложнение мелодического рисунка. Хроматические последования;
- новые метроритмические задачи;
- усложнение фактуры, полифонические элементы;
- пьесы с фигурационно-гармоническим аккомпанементом;
- альбертиевы басы;
-триольная гармоническая фигурация.
5. 1. Цели освоения дисциплины
Основная цель преподавания этого предмета - сформировать у студентов,
получающих дипломную квалификацию преподавателя музыкально-теоретических
дисциплин в среднем специальном музыкальном учебном заведении, необходимый
комплекс научно-методических знаний в области воспитания музыкального слуха,
который позволит быстрее и успешнее выработать эффективные конкретные навыки
преподавания предмета сольфеджио на современном уровне требований
музыкальной практики.
Главные задачи курса методики сольфеджио рассматриваются в таких
аспектах как:
получение исторических сведений о развитии главных направлений в
методиках воспитания слуха;
анализ особенностей отдельных методических школ - отечественных и
зарубежных;
изучение наиболее показательных авторских методик;
овладение необходимыми основами знаний в смежных областях науки:
практической психологии, педагогике;
технология работы с методической литературой;
навыки методического анализа нотного текста различной интонационной и
ритмической сложности;
основы построения учебного занятия (составление календарно-тематических
планов, распределение времени на уроке, соотношение между различными
формами работ и т.п.):
развитие творческих применительно к конкретным
методическим задачам (умение сочинить диктант или последовательность
определенной сложности и стилевой направленности).