1)спойте мелодии двух
первых песен цикла «в путь» и «куда и послушайте их в записи .какие эмоции преобладает в этих песнях? какие приёмы сближают их с народно-песенным творчеством? в какой форме они написаны?
2)послушайте песню мельник и ручей, как изменился образный строй по сравнению с
начальними песмами цикла? что произошло с главным действуюпим лицом?
определите особенности построения, форму этой песни.
3)какими средствами ползуется композитор, создавая драматургию образного развития? как соотносится мелодия и фортепианное сопровождение в диалоге мельника и ручья?
Спев мелодии песен, смотрим на записи и обсуждаем эмоции.
Обратим внимание на то, что эти песни написаны в форме романса. В романсе обычно складывается глубокая эмоциональная атмосфера. В песнях "В путь" и "Куда" преобладают печальные эмоции, они характеризуются медленным темпом и насыщены лирическим настроем. Это также помогает создать ощущение близости с народно-песенным творчеством, которое часто представляет собой простые и искренние песни, отражающие человеческие чувства и эмоции.
2) Теперь давайте послушаем песню "Мельник и ручей". В этой песне происходят изменения в образном строе по сравнению с предыдущими песнями цикла. Обратим внимание на главное действующее лицо - мельника. В начальных песнях цикла мельник являлся символом поэта, своего рода искателем и мечтателем. Однако, в песне "Мельник и ручей" происходит трансформация образа мельника, и он начинает символизировать противостояние, борьбу с неприязнью и жестокостью.
Обратимся к особенностям построения и формы этой песни. "Мельник и ручей" имеет выразительную мелодическую линию, которая передает волнение и интригу. Она также отличается более быстрым темпом и яркими контрастами в музыкальных характерах. Весь этот комплекс элементов помогает создать драматургическую и запоминающуюся форму песни.
3) Обратимся к средствам, которыми композитор пользуется для создания драматургии образного развития. Один из таких средств - это контрасты в динамике и темпе музыки, создающие разные эмоциональные состояния. Также композитор использует гармонические и мелодические повторения, чтобы усилить эмоциональную суть песен.
В диалоге мельника и ручья, мелодия и фортепианное сопровождение соотносятся таким образом, что фортепиано изображает мелодическую линию ручья, а голос мельника вступает в диалог с этой линией. Это создает ощущение разговора или даже противоборства между мельником и ручьем.
В целом, эти песни имеют большое эмоциональное значение, что акцентируется глубокими искренними эмоциями, формой и особенностями построения. Это помогает создать образный строй, который передает слушателю различные эмоции и чувства.