Упражнение 85. Прочитайте приведенные ниже отрывки из произведений худа- жественной литературы. Проанализируйте устно их звуковой состав. Назовите фене-
тические средства выразительности, использованные авторами, и стилистические
функции звукописи в данных отрывках.
1. От ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки з кро-
ви, уведи меня в стан погибающих за великое дело любви. 2 Иr-
раючи расходится вдруг ветер верховой. (Н.) 3. Я домазо слово-
тые скалы в час отлива на илистом дне. 4. Жмётся шерсть
жёсткой, поджавши хвост, паршивый пёс... Отвяжись ты, шелудный
я штыком пощекочу. (Бл.) 5. Край любимый! Сердцу снятся скар-
ды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться в зеленях тас-
их стoзвoнных. По меже, на перемётке, резеда и риза кашлки и
вызванивают в четки ивы кроткие монашки. 6. Задремала звезды
Золотые, задрожало зеркало затона, брезжит свет на зазон ре-
ные и румянит сетку небосклона. (Ес.)
1. В первом отрывке используются такие фонетические средства выразительности, как аллитерация (повтор определенных звуков), например: "ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки" - звук [л] повторяется в начале нескольких слов, что создает ощущение ритма и задает особое настроение. Также в данном отрывке можно выделить ритмическую структуру предложения, это фразы с повторением, которые также влияют на звукопись. Стилистическая функция звукописи в данном отрывке заключается в создании эмоциональной окраски, передаче силы и энергии.
2. Во втором отрывке автор использует фонетическое средство выразительности "иррация" - это пропуск гласного звука в слове, например: "Иrrаячи расходится вдруг ветер верховой". Такая звукопись помогает передать образ ветра, его резкость и внезапность. Стилистическая функция звукописи в данном отрывке заключается в создании звукового образа и выражении движения.
3. В третьем отрывке автор использует такие фонетические средства выразительности, как аллитерация и экспрессивное употребление слов, например: "домазо слово-тые скалы". Здесь звук [о] повторяется в нескольких словах, что придает тексту ритмичность и мелодичность. Стилистическая функция звукописи в данном отрывке заключается в создании образа скал, их мощи и неизменности.
4. В четвертом отрывке автор использует такие фонетические средства выразительности, как ассонанс (повтор гласных звуков), например: "жмется шерсть жесткой, поджавши хвост". Здесь звуки [е] и [о] повторяются в нескольких словах, что создает ощущение тяжести и напряжения. Стилистическая функция звукописи в данном отрывке заключается в передаче настроения и эмоций, а также создании образа пса.
5. В пятом отрывке автор использует такие фонетические средства выразительности, как ассонанс и аллитерация, например: "сердцу снятся скады солнца в водах лонных", "резеда и риза кашлки и вызванивают". Здесь звуки [о], [а] и [и] повторяются в нескольких словах, что создает ощущение гармонии и музыкальности. Стилистическая функция звукописи в данном отрывке заключается в создании образа природы и передаче настроения.
6. В последнем отрывке автор использует такие фонетические средства выразительности, как ассонанс и аллитерация, например: "задремала звезды золотые", "зеркало затона", "брезжит свет на зазон реные". Здесь звуки [а], [о] и [е] повторяются в нескольких словах, что создает ощущение тишины и спокойствия. Стилистическая функция звукописи в данном отрывке заключается в передаче образа звезд, природы и настроения.
Таким образом, в каждом из приведенных отрывков мы видим различные фонетические средства выразительности, такие как аллитерация, ассонанс и экспрессивное употребление слов. Они помогают создать определенную атмосферу, передать эмоции, образы и настроение. Стилистическая функция звукописи в каждом отрывке отличается, но в целом она заключается в создании выразительности и эмоциональной окраски текста.