Наука как самостоятельная сфера светской профессиональной деятельности формировалась в 1-й четв. 18 в. благодаря преобразованиям Петра I, идейная основа которых восходила к зап.-европ. рационалистической философии 17 в., базировавшейся на достижениях естественных наук. Отсутствие сложившихся науч. институтов и слабость теоретической базы на начальном этапе привели к необходимости заимствования из Европы уже сложившихся науч. институтов и форм науч. деятельности. Наука стала развиваться в рамках европеизированной культуры, существовавшей параллельно с традиционной культурой, в результате чего, по замечанию В. И. Вернадского, возникло «глубокое духовное разделение рус. образованного общества: рядом существовали – почти без соприкосновения – люди двух разных систем образования, разного понимания». Специфика социальной организации рус. общества 18 в. не способствовала появлению особого слоя профессиональных учёных-естественников, хотя преобразования сопровождались повышением социального статуса образования и образованности, ставшими необходимыми для карьерного успеха. Русское дворянство, составлявшее наиболее образованную часть общества и принимавшее активное участие в становлении литературы и искусства, развитии гуманитарных наук, почти не занималось естественными науками, остававшимися в 18 в. уделом узкой группы приглашённых в Россию иностранцев или выходцев из податных со
Во второй половине XVIII в. развитие социально-гуманитарных наук, выходит за рамки Петербургской Академии наук и в России возникают новые научные центры. Первым из них стал основанный в 1755 г. Московский университет. Существенный вклад в развитие русской филологии внесла, в частности, кафедра красноречия университета, возглавлявшаяся А. А. Барсовым. Особое внимание он уделял изучению грамматики русского языка; ему принадлежат многократно переиздававшиеся «Краткие правила российской грамматики» (1781). С 1771 по 1783 г. при университете существовало Вольное российское собрание, ставившее перед собой задачи, связанные с развитием изучения русского языка, лексикографией, изучением памятников отечественной истории. Членом собрания А. Д. Байбаковым в 1774 г. были опубликованы «Правила пиитические», развивавшие ломоносовскую традицию теоретического литературоведения.
Наука как самостоятельная сфера светской профессиональной деятельности формировалась в 1-й четв. 18 в. благодаря преобразованиям Петра I, идейная основа которых восходила к зап.-европ. рационалистической философии 17 в., базировавшейся на достижениях естественных наук. Отсутствие сложившихся науч. институтов и слабость теоретической базы на начальном этапе привели к необходимости заимствования из Европы уже сложившихся науч. институтов и форм науч. деятельности. Наука стала развиваться в рамках европеизированной культуры, существовавшей параллельно с традиционной культурой, в результате чего, по замечанию В. И. Вернадского, возникло «глубокое духовное разделение рус. образованного общества: рядом существовали – почти без соприкосновения – люди двух разных систем образования, разного понимания». Специфика социальной организации рус. общества 18 в. не способствовала появлению особого слоя профессиональных учёных-естественников, хотя преобразования сопровождались повышением социального статуса образования и образованности, ставшими необходимыми для карьерного успеха. Русское дворянство, составлявшее наиболее образованную часть общества и принимавшее активное участие в становлении литературы и искусства, развитии гуманитарных наук, почти не занималось естественными науками, остававшимися в 18 в. уделом узкой группы приглашённых в Россию иностранцев или выходцев из податных со