Портал «богослов.ru» публикует доклад доктора церковной , кандидата наук священника александра мазырина, сделанный на vii международных образовательных сретенских чтениях «400-летие дома романовых» (хельсинки, 17 февраля 2013 в данном материале предпринимается попытка рассмотреть, насколько для активных деятелей православной российской церкви 1920-х гг. – времени напряженного поиска ответа на вопрос о месте церкви в жизни народа в условиях новой богоборческой власти – была характерна монархии.
отмечая четырехсотлетие начала правления дома романовых в условиях приближающегося столетия его окончания, нельзя не задаться вопросом: было ли падение монархии в россии результатом стечения неблагоприятных сиюминутных обстоятельств, или свержение самодержавия стало закономерным итогом развития российского общества? имела ли место кратковременная роковая вспышка народного недовольства конкретной царской семьей, с которой вдруг стали ассоциировать все бедствия, обрушившиеся в тот момент на страну, или же вообще к февралю 1917 г. число носителей монархического сознания среди людей необратимо опустилось ниже того критического уровня, который был необходим для сохранения векового строя правления в россии?
со времен римской (византийской) империи православная церковь всячески способствовала укреплению монархического сознания в народе, утверждала среди верующих представление о сакральном характере царской власти. по этой причине степень именно церковных людей монархии может рассматриваться как важнейший критерий ее внутренней жизнестойкости. если даже в церкви монархический строй перестает восприниматься как единственно правильный способ правления, то значит монархия себя исчерпала, как это ни прискорбно.
в предлагаемом докладе будет предпринята попытка рассмотреть, насколько монархии была характерна для активных деятелей православной российской церкви 1920-х гг. – времени напряженного поиска ответа на вопрос о месте церкви в жизни народа в условиях новой, по сути дела, богоборческой власти.
сразу следует оговориться, что речь пойдет о церкви именно в россии, а не в рассеянии. в зарубежье были те, кто заявлял о своих монархических симпатиях весьма громко. так, в ноябре 1921 г. заграничный собор в сербских сремских карловцах обратился с посланием к « православной церкви, в рассеянии и изгнании сущим», в котором были такие слова: «и ныне пусть неустанно пламенеет молитва наша – да укажет господь пути спасения и строительства родной земли; да даст защиту вере и церкви и всей земле и да осенит он сердце народное; да вернет на всероссийский престол , сильного любовию народа, законного православного царя из дома романовых»[1].
а)5.45+5.55+а=11+а
б)1х+0.8х+3.2=1.8х+3.2
в)15х+0.03у=(15х4)х+(0.03х4)у=60х+0.12у
отмечая четырехсотлетие начала правления дома романовых в условиях приближающегося столетия его окончания, нельзя не задаться вопросом: было ли падение монархии в россии результатом стечения неблагоприятных сиюминутных обстоятельств, или свержение самодержавия стало закономерным итогом развития российского общества? имела ли место кратковременная роковая вспышка народного недовольства конкретной царской семьей, с которой вдруг стали ассоциировать все бедствия, обрушившиеся в тот момент на страну, или же вообще к февралю 1917 г. число носителей монархического сознания среди людей необратимо опустилось ниже того критического уровня, который был необходим для сохранения векового строя правления в россии?
со времен римской (византийской) империи православная церковь всячески способствовала укреплению монархического сознания в народе, утверждала среди верующих представление о сакральном характере царской власти. по этой причине степень именно церковных людей монархии может рассматриваться как важнейший критерий ее внутренней жизнестойкости. если даже в церкви монархический строй перестает восприниматься как единственно правильный способ правления, то значит монархия себя исчерпала, как это ни прискорбно.
в предлагаемом докладе будет предпринята попытка рассмотреть, насколько монархии была характерна для активных деятелей православной российской церкви 1920-х гг. – времени напряженного поиска ответа на вопрос о месте церкви в жизни народа в условиях новой, по сути дела, богоборческой власти.
сразу следует оговориться, что речь пойдет о церкви именно в россии, а не в рассеянии. в зарубежье были те, кто заявлял о своих монархических симпатиях весьма громко. так, в ноябре 1921 г. заграничный собор в сербских сремских карловцах обратился с посланием к « православной церкви, в рассеянии и изгнании сущим», в котором были такие слова: «и ныне пусть неустанно пламенеет молитва наша – да укажет господь пути спасения и строительства родной земли; да даст защиту вере и церкви и всей земле и да осенит он сердце народное; да вернет на всероссийский престол , сильного любовию народа, законного православного царя из дома романовых»[1].