Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. При этом официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. По этой причине они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.
Ярким представителем романтизма в живописи был О.А. Кипренский, кисти которого принадлежат несколько замечательных картин. Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А.С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа.
Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Он тоже написал портрет А.С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. Чаще всего В. А. Тропинин обращался к изображению людей из народа (ʼʼКружевницаʼʼ, ʼʼПортрет сынаʼʼ и др.).
Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К.П. Брюллова ʼʼПоследний день Помпеиʼʼ и А.А. Иванова ʼʼЯвление Христа народуʼʼ.
В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов. Он посвятил свои картины ʼʼНа пашнеʼʼ, ʼʼЗахаркаʼʼ, ʼʼУтро помещицыʼʼ изображению крестьян. Его традиции продолжил П.А. Федотов. Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества (ʼʼСватовство майораʼʼ, ʼʼСвежий кавалерʼʼ и др.). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе.
На рубеже XVIII--XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И. П. Мартос создал первый в Москве памятник -- К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. По проекту А.А. Монферрана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 ᴦ. Б. И. Орловскому принадлежат памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге. П.К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Николая I. Ф.П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812ᴦ.
Становление и дальнейшее развитие романтизма в русской культуре получило в творчестве портретистов. Их романтизм чуждался пафоса гражданственности и выражал растущее самосознание личности. В произведениях О.А. Кипренского, запечатлевших человека в состоянии внутреннего подъема, воодушевления и лирически-камерных работах В.А. Тропинина утверждались естественность характера и свобода чувств частного человека. Автор бравурных парадных портретов К. П. Брюллов в поздних интимных портретах дожигает глубины психологического анализа. В его творчестве устанавливаются прочные связи русского искусства с искусством Запада.
Важную роль в формировании национальных художников сыграло Училище живописи, ваяния и зодчества, открытое в Москве в 1842ᴦ.
Нарастающий интерес к национальным, народным мотивам преломился в возвышенно-идиллических либо непосредственно-характерных образах, созданных Венециановым и живописцами венецианской школы. Эти художники сделали темой искусства мир, окружающий человека в его обычной жизни. Представление романтиков о человеке как герое ис-торической драмы воплощалось в больших картинах, становившихся явлениями духовной жизни общества (ʼʼПоследний день Помпеиʼʼ Брюллова, ʼʼЯвление Христа народуʼʼ А.А. Иванова -- воспитанника Академии художеств, почти всю жизнь посвятившего этой одной картине).
В период романтизма переживает подъем искусство пейзажа, тяготеющее к эмоциональному образу, к передаче цветового и пространственного единства живой среды, одухотворенной присутствием человека. Эти поиски отразились в проникнутых ощущением безмятежного счастья лирических итальянских картинах С.Ф. Щедрина. Пленэрные тенден-ции сказались также в живописи М.И. Лебедева и наиболее сильно -- в пейзажах Иванова, стремившегося к созданию величественной и цельной картины мира. При этом к середине XIX в. в пейзаже возобладал романтический академизм с его тяготением к внешним эффектам (М.Н. Воробьев и др.).
К этому времени главную роль в искусстве стала играть жанровая живопись. Ее мастера обратились к конкретным событиям жизни, восприняв критические тенденции и чувство характерного, сложившиеся к тому времени в сатирической графике (А.А. Агин, Е.Е. Вернадский, создавшие альбомы гоголевских типов).
Мастером бытовой живописи был Павел Андреевич Федотов. С его холстов ʼʼСватовство майораʼʼ, ʼʼЗавтрак аристократаʼʼ глядят на нас типичнейшие персонажи России.
Изображая жизнь крестьян, солдат, мелких чиновников, Федотов обличает пороки крепостнической России, содействует развитию демократических настроений. Картины ху-дожника оригинальны по замыслу, глубине содержания.
Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. При этом официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. По этой причине они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.
Ярким представителем романтизма в живописи был О.А. Кипренский, кисти которого принадлежат несколько замечательных картин. Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А.С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа.
Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Он тоже написал портрет А.С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. Чаще всего В. А. Тропинин обращался к изображению людей из народа (ʼʼКружевницаʼʼ, ʼʼПортрет сынаʼʼ и др.).
Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К.П. Брюллова ʼʼПоследний день Помпеиʼʼ и А.А. Иванова ʼʼЯвление Христа народуʼʼ.
В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов. Он посвятил свои картины ʼʼНа пашнеʼʼ, ʼʼЗахаркаʼʼ, ʼʼУтро помещицыʼʼ изображению крестьян. Его традиции продолжил П.А. Федотов. Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества (ʼʼСватовство майораʼʼ, ʼʼСвежий кавалерʼʼ и др.). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе.
На рубеже XVIII--XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И. П. Мартос создал первый в Москве памятник -- К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. По проекту А.А. Монферрана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 ᴦ. Б. И. Орловскому принадлежат памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге. П.К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Николая I. Ф.П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812ᴦ.
Становление и дальнейшее развитие романтизма в русской культуре получило в творчестве портретистов. Их романтизм чуждался пафоса гражданственности и выражал растущее самосознание личности. В произведениях О.А. Кипренского, запечатлевших человека в состоянии внутреннего подъема, воодушевления и лирически-камерных работах В.А. Тропинина утверждались естественность характера и свобода чувств частного человека. Автор бравурных парадных портретов К. П. Брюллов в поздних интимных портретах дожигает глубины психологического анализа. В его творчестве устанавливаются прочные связи русского искусства с искусством Запада.
Важную роль в формировании национальных художников сыграло Училище живописи, ваяния и зодчества, открытое в Москве в 1842ᴦ.
Нарастающий интерес к национальным, народным мотивам преломился в возвышенно-идиллических либо непосредственно-характерных образах, созданных Венециановым и живописцами венецианской школы. Эти художники сделали темой искусства мир, окружающий человека в его обычной жизни. Представление романтиков о человеке как герое ис-торической драмы воплощалось в больших картинах, становившихся явлениями духовной жизни общества (ʼʼПоследний день Помпеиʼʼ Брюллова, ʼʼЯвление Христа народуʼʼ А.А. Иванова -- воспитанника Академии художеств, почти всю жизнь посвятившего этой одной картине).
В период романтизма переживает подъем искусство пейзажа, тяготеющее к эмоциональному образу, к передаче цветового и пространственного единства живой среды, одухотворенной присутствием человека. Эти поиски отразились в проникнутых ощущением безмятежного счастья лирических итальянских картинах С.Ф. Щедрина. Пленэрные тенден-ции сказались также в живописи М.И. Лебедева и наиболее сильно -- в пейзажах Иванова, стремившегося к созданию величественной и цельной картины мира. При этом к середине XIX в. в пейзаже возобладал романтический академизм с его тяготением к внешним эффектам (М.Н. Воробьев и др.).
К этому времени главную роль в искусстве стала играть жанровая живопись. Ее мастера обратились к конкретным событиям жизни, восприняв критические тенденции и чувство характерного, сложившиеся к тому времени в сатирической графике (А.А. Агин, Е.Е. Вернадский, создавшие альбомы гоголевских типов).
Мастером бытовой живописи был Павел Андреевич Федотов. С его холстов ʼʼСватовство майораʼʼ, ʼʼЗавтрак аристократаʼʼ глядят на нас типичнейшие персонажи России.
Изображая жизнь крестьян, солдат, мелких чиновников, Федотов обличает пороки крепостнической России, содействует развитию демократических настроений. Картины ху-дожника оригинальны по замыслу, глубине содержания.