Домовой — в восточнославянской мифологии демонологический персонаж, дух дома. представлялся в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик с лицом, заросшим белыми волосами, и тому подобное. тесно связан с представлениями о благодетельных предках, благополучием в доме. от его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. некоторые обряды, относящиеся к домовому, ранее могли быть связаны со “скотьим богом” велесом, а с исчезновением его культа были перенесены на домового. косвенным доводом в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, “засветившая волосом” (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев домового — ср. данные о связи велеса (волоса) с поверьями о волосах. при переезде в новый дом надлежало совершить особый ритуал, чтобы уговорить домового переехать вместе с хозяевами, которым в противном случае грозили беды. различались два вида домовых — доможил (ср. упоминание беса-хороможителя в средневековом “слове св. василия”), живший в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы “домовой не перевелся” (назывался также доброжилом, доброхотом, кормильцем, соседушкой, хозяином, дедушкой), и дворовой, часто мучивший животных (домовой вообще нередко сближался с нечистой силой). по поверьям, д. мог превращаться в кошку, собаку, корову, иногда в змею, крысу или лягушку. по белорус. поверьям, домовой появляется из яйца, снесенного петухом, которое необходимо шесть месяцев носить под мышкой с левой стороны: тогда вылупляется змееныш - домовой (ср. огненного змея, василиск). домовыми могли стать люди, умершие без причастия. жертвы домовому (немного еды и т. п.) приносили в хлев, где он мог жить. иногда считалось, что домовой имеет семью — жену (домаха, домовичиха, большуха) и детей. по аналогии с именами женского духа дома (маруха, кикимора) предполагается, что древнейшим названием домового могло быть мара. сходные поверья о духах дома бытовали у западных славян и многих других народов.