Труды многих западно-европейских авторов: 6-17 вв. содержат нередко уникальные сведения о разных сторонах жизни мордвы. И хотя в некоторых работах, касающихся истории и этнографии мордовского народа, сведения эти частично использовались, однако до настоящего времени мы не имеем их целостного обзора, систематизации и анализа с точки зрения этнографической науки. Более того, ряд ценных наблюдений о мордовском народе, содержащихся в сочинениях Н. Витсена, Петрея де Ерлезунды, Корнилия де Бруина и некоторых других, вообще не введен в научный оборот» (Н.М.).
Таким образом, профессор Н.Мокшин утверждает, что в нижеприведенные работы западно - европейских ученных и путешественников 6-17 вв. не имеют целостности обзора, систематизации и анализа с точки зрения науки. Иными словами они еще не изучены и выводы делать рановато. Меж тем автором приводятся комментарии к местам, где упоминается на его взгляд, мордовский народ и в конечном итоге профессор делает заключение об общем названии эрзянского и мокшанского народов «мордва». И происходит приклеивание им, этого ярлыка к эрзянскому народу.
Парадокс, возможно ли, из неизученных материалов, делать выводы, влияющие на судьбы целых народов?
Поэтому необходимо внимательно изучить, доказательную базу ученного этнографа Н.Мокшина.
Иордан. «Первое можно сказать, надежное письменное известие о мордве содержится в сочинении готского историка Иордана («Genika»). Об авторе этого сочинения мало известно. Есть предположения, что по происхождению был он готом (остготом, гото-аланом, гото-гуном), имел сан Епископа, но где была его епархия, точно не известно. Судя по тому, что изложение исторических событий в труде Иордана доведено до 551 года, написан он около 550 года» (Н.М.).
Можно сказать, мы согласились с надежностью данного источника и читаем далее.
«После того, - писал Иордан, - как король готов Геберих отошел от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Эрманарих, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало древних писателей сравнивали его по достоинству с Александром Великим.
Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, мерено, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, голдов».
В трудах Иордана, находим упоминание о народе «морденс», но не известно о ком говорит Иордан.
Константин Багрянородный (Порфирогененет).
«Если готскому историку Иордану принадлежит первое достоверное упоминание о мордве как о народе, то название страны, где проживает этот народ, впервые упоминается в одном из сочинений Константина Багрянородного, жившего в 905- 959 годах» (Н.М.).
В главе 14 « О народе Печенежском» Константин Багрянородный пишет: « Печенегия отстоит от Узии и Хазарии на пять дней пути, от Алании на шесть дней, от Мордии на десять дней пути, От Руси на один день пути, от Турки на четыре дня и от Булгарии на пол дня пути».
Несомненно, что под Мордией (Mordia), упомянутой Порфирогентом следует понимать страну мордвы, то есть Мордовию (пишет Н.Мокшин).
Без лукавства будет подмечено, «морденс» первое упоминание в письменных источниках близкого по звучанию слова относительно к «мордва» и не более того. При обнаружении второго близкого слова (Мордии) исследователь выводит страну намекая на государственность, «..то есть Мордовию» (пишет Н.Мокшин).
Давайте далее проследим, какой порядок царит в Мордовии (по Мокшину), через двести лет после Константина Багрянородного.
Юлиан. (13 век.) «Возвращаясь из упомянутой Венгрии (на реке Этиль) проехал по реке в пятнадцать дней царство Мордвинов (regnum Morduanorum).
Мордвины- язычники и до того жестоки, что у них считается не годным тот, кто не убил много людей.
Если кто-нибудь у них идет по дороге, несут перед ним головы всех людей, убитых им, и чем больше голов, тем лучше он сам.
Из черепов делают чаши и охотно пьют из них. Жениться тому нельзя, кто не убил человека.
Они, узнав от своих пророков, что должны сделаться христианами, послали к князю великой Лодомерии (Laudameriae), земли Русской, соединиться с ними, с чтобы им прислали священника для крещения, но князь отвечал, что это не его дело, а римского папы и что близится время, когда все принуждены, будут принять веру римской церкви и подчиниться ее власти».
«У Иордана и Константина Багрянородного мы встречаем первые, носящие самый общий характер упоминания о мордве и ее стране. В работе Юлиана приводятся более подробные сведения о мордовском народе» (Н.М.).
Таким образом, профессор Н.Мокшин утверждает, что в нижеприведенные работы западно - европейских ученных и путешественников 6-17 вв. не имеют целостности обзора, систематизации и анализа с точки зрения науки. Иными словами они еще не изучены и выводы делать рановато. Меж тем автором приводятся комментарии к местам, где упоминается на его взгляд, мордовский народ и в конечном итоге профессор делает заключение об общем названии эрзянского и мокшанского народов «мордва». И происходит приклеивание им, этого ярлыка к эрзянскому народу.
Парадокс, возможно ли, из неизученных материалов, делать выводы, влияющие на судьбы целых народов?
Поэтому необходимо внимательно изучить, доказательную базу ученного этнографа Н.Мокшина.
Иордан. «Первое можно сказать, надежное письменное известие о мордве содержится в сочинении готского историка Иордана («Genika»). Об авторе этого сочинения мало известно. Есть предположения, что по происхождению был он готом (остготом, гото-аланом, гото-гуном), имел сан Епископа, но где была его епархия, точно не известно. Судя по тому, что изложение исторических событий в труде Иордана доведено до 551 года, написан он около 550 года» (Н.М.).
Можно сказать, мы согласились с надежностью данного источника и читаем далее.
«После того, - писал Иордан, - как король готов Геберих отошел от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Эрманарих, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало древних писателей сравнивали его по достоинству с Александром Великим.
Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, мерено, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, голдов».
В трудах Иордана, находим упоминание о народе «морденс», но не известно о ком говорит Иордан.
Константин Багрянородный (Порфирогененет).
«Если готскому историку Иордану принадлежит первое достоверное упоминание о мордве как о народе, то название страны, где проживает этот народ, впервые упоминается в одном из сочинений Константина Багрянородного, жившего в 905- 959 годах» (Н.М.).
В главе 14 « О народе Печенежском» Константин Багрянородный пишет: « Печенегия отстоит от Узии и Хазарии на пять дней пути, от Алании на шесть дней, от Мордии на десять дней пути, От Руси на один день пути, от Турки на четыре дня и от Булгарии на пол дня пути».
Несомненно, что под Мордией (Mordia), упомянутой Порфирогентом следует понимать страну мордвы, то есть Мордовию (пишет Н.Мокшин).
Без лукавства будет подмечено, «морденс» первое упоминание в письменных источниках близкого по звучанию слова относительно к «мордва» и не более того. При обнаружении второго близкого слова (Мордии) исследователь выводит страну намекая на государственность, «..то есть Мордовию» (пишет Н.Мокшин).
Давайте далее проследим, какой порядок царит в Мордовии (по Мокшину), через двести лет после Константина Багрянородного.
Юлиан. (13 век.) «Возвращаясь из упомянутой Венгрии (на реке Этиль) проехал по реке в пятнадцать дней царство Мордвинов (regnum Morduanorum).
Мордвины- язычники и до того жестоки, что у них считается не годным тот, кто не убил много людей.
Если кто-нибудь у них идет по дороге, несут перед ним головы всех людей, убитых им, и чем больше голов, тем лучше он сам.
Из черепов делают чаши и охотно пьют из них. Жениться тому нельзя, кто не убил человека.
Они, узнав от своих пророков, что должны сделаться христианами, послали к князю великой Лодомерии (Laudameriae), земли Русской, соединиться с ними, с чтобы им прислали священника для крещения, но князь отвечал, что это не его дело, а римского папы и что близится время, когда все принуждены, будут принять веру римской церкви и подчиниться ее власти».
«У Иордана и Константина Багрянородного мы встречаем первые, носящие самый общий характер упоминания о мордве и ее стране. В работе Юлиана приводятся более подробные сведения о мордовском народе» (Н.М.).