Несмотря на столетнюю историю изучения, пермский звериный стиль до сих пор остается одним из самых загадочных культурных феноменов Евразии. Это связано с отсутствием письменности у цивилизации его создателей и нехваткой исторических свидетельств о Прикамье времен расцвета звериного стиля.
В какой-то мере изучению ПЗС мешает разобщенность материалов на эту тему и узкая специализация исследователей: археологов, культурологов, искусствоведов.
Пермский звериный стиль (шаманские изображения, чудские образки, культовое литье) — художественная бронзовая металлопластика III–XII в. н.э. Ареал распространения — лесная и лесо-тундровой зона северо-восточного Урала и западной Сибири от Камского и Вятского бассейна до Енисея и Оби.
Ученые считают, что это стиль местного происхождения. Можно предположить несколько центров возникновения стиля: Томское Приобье (Кулайская культура), Зауралье и Предуралье (Ананьинская культура). Собирание образцов ПЗС и научная работа с ними ведется с конца ХIХ века.
Пермский звериный стиль изучали Спицын, Шмидт, Чернецов, Рыбаков и другие исследователи. Чернецов отмечал близость древнеуральских наскальных изображений к стилю ранних металлических изделий.Металлопластика пермского звериного стиля выполнена в бронзепутем литья в односторонних и двусторонних формах, резьбой на кости и дереве, в рисунках-гравировках на металлических и костяных предметах.
На изображениях представлены: лоси, олени, медведи, пушные звери и другие звери, кони, различные водоплавающие, хищные птицы, змеи, насекомые, множество комбинированных существ смешанной зоо- и орнитоморфной природы, смешанные зоо и антро получеловеческие существа. Сюжеты пермского звериного стиля разнообразны: звери в профиль, плывущие птицы; птицы с распахнутыми крыльями и с человеческой личиной на груди; у некоторых птиц имеется на груди фигура человека в полный рост. Немало блях с медведем в жертвенной позе — голова между лапами; есть и человеческие фигуры — одна или несколько в различных сочетаниях; существуют и сложные двух- и трехъярусные композиции с центральным антро персонажем (богиней). Немало в пермском зверином стиле изображений всадников. Изделия найдены в кладах, святилищах, на костищах, в погребениях, в жертвенных комплексах и на местах металлургических мастерских.
Все ранние изделия по-видимому употреблялись в качестве культовых предметов при священных обрядах. Впоследствии ассортимент изделий и сферы применения расширились, изменилась технология изготовления. На изделиях с Гляденовского костища поверхность полируется, появляются петельки для крепления.
Ученые делят изделия пермского звериного стиля на две группы по сфере применения и функциональным особенностям.
Несмотря на столетнюю историю изучения, пермский звериный стиль до сих пор остается одним из самых загадочных культурных феноменов Евразии. Это связано с отсутствием письменности у цивилизации его создателей и нехваткой исторических свидетельств о Прикамье времен расцвета звериного стиля.
В какой-то мере изучению ПЗС мешает разобщенность материалов на эту тему и узкая специализация исследователей: археологов, культурологов, искусствоведов.
Пермский звериный стиль (шаманские изображения, чудские образки, культовое литье) — художественная бронзовая металлопластика III–XII в. н.э. Ареал распространения — лесная и лесо-тундровой зона северо-восточного Урала и западной Сибири от Камского и Вятского бассейна до Енисея и Оби.
Ученые считают, что это стиль местного происхождения. Можно предположить несколько центров возникновения стиля: Томское Приобье (Кулайская культура), Зауралье и Предуралье (Ананьинская культура). Собирание образцов ПЗС и научная работа с ними ведется с конца ХIХ века.
Пермский звериный стиль изучали Спицын, Шмидт, Чернецов, Рыбаков и другие исследователи.
Чернецов отмечал близость древнеуральских наскальных изображений к стилю ранних металлических изделий.Металлопластика пермского звериного стиля выполнена в бронзепутем литья в односторонних и двусторонних формах, резьбой на кости и дереве, в рисунках-гравировках на металлических и костяных предметах.
На изображениях представлены: лоси, олени, медведи, пушные звери и другие звери, кони, различные водоплавающие, хищные птицы, змеи, насекомые, множество комбинированных существ смешанной зоо- и орнитоморфной природы, смешанные зоо и антро получеловеческие существа. Сюжеты пермского звериного стиля разнообразны: звери в профиль, плывущие птицы; птицы с распахнутыми крыльями и с человеческой личиной на груди; у некоторых птиц имеется на груди фигура человека в полный рост. Немало блях с медведем в жертвенной позе — голова между лапами; есть и человеческие фигуры — одна или несколько в различных сочетаниях; существуют и сложные двух- и трехъярусные композиции с центральным антро персонажем (богиней). Немало в пермском зверином стиле изображений всадников. Изделия найдены в кладах, святилищах, на костищах, в погребениях, в жертвенных комплексах и на местах металлургических мастерских.
Все ранние изделия по-видимому употреблялись в качестве культовых предметов при священных обрядах. Впоследствии ассортимент изделий и сферы применения расширились, изменилась технология изготовления. На изделиях с Гляденовского костища поверхность полируется, появляются петельки для крепления.
Ученые делят изделия пермского звериного стиля на две группы по сфере применения и функциональным особенностям.