Вступление сама) Назначение этикета ограничивалось узким кругом людей, принадлежавших к высшему сословию общества, и за пределы этого сословия не выходило. Этикет задавал стандарты и каноны не только поведения, но и всего образа жизни дворянства, приводя его к “общему знаменателю”: надо было “вести себя как все”, и “жить как все”, и чтобы “все было как у всех”. Этикет пронизывал все сферы жизни высшего сословия, буквально до мелочей регламентируя жизнь двора. Члены семьи монарха должны были в определенный час вставать. Точно указывалось, кто обязан присутствовать при одевании монарха, кто должен держать и подавать одежду, туалетные принадлежности и т.д. Заранее было определено, кто сопровождает монарха, как проходят церемонии аудиенций, обедов, прогулок, балов. Представленная ко двору женщина, удалялась от царствующей особы, должна была двигаться спиной к выходу, ногой отбрасывая шлейф своего платья, чтобы не запутаться в нем. Этикет точно регламентировал, на какую высоту, переступая порог, могли поднимать юбки придворные дамы того или иного ранга. Указывалось, каким именно придворным дамам следует ходить рука об руку. Этикет предписывал количество и конфигурацию линий, которые должны были вычерчивать при реверансе придворные особы. Этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. И в своем кругу придворные должны были строго соблюдать понятиям чести. Но и придворная честь, по мнению Монтескье, это выражение интереса к собственному образу в глазах окружающих (а не внутренняя потребность). И человек должен говорить правду, только потому, “что человек, привыкший говорить правду, кажется смелым и свободным”, и быть вежливым не потому, что не может иначе, а потому, что вежливость свидетельствует, что мы не низкого звания.