Возвышенное - эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной общественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут быть положительно освоены обществом и личностью. Это объективное эстетическое свойство, которое оказывает влияние на жизнь целых народов или всего человечества. Факты и события, относящиеся к порядку возвышенного как чрезмерного и беспредельного, вызывают в нас чувство восхищения, восторга, радости. Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека, безграничные перспективы в освоении природы - все это характеризует различные моменты возвышенного. Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека - оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою конечность и ограниченность. Одновременно оно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой, так как предполагает преодоление человеком своей тревоги и страха. Как только мощное масштабное явление природы хотя бы опосредованно втягивается в систему общественных отношений, оно становится возвышенным. Полное освоение явления, овладение им изменяет и его эстетические свойства: из возвышенного оно становится прекрасным. Возвышенное в обществе - это созданные руками человека гигантские технические сооружения, мощные социальные движения, охватывающие огромные массы людей, грандиозное по результатам творческое созидание. Типичными формами отражения возвышенного в искусстве является грандиозность, масштабность, монументальность. Ярким примером таких произведений являются египетские пирамиды. Утверждая величие фараона, они подавляли человеческую личность, которая на фоне грандиозной усыпальницы превращалась в песчинку, ничего не значащую по сравнению с вечностью, воплощенной в образе колоссального надгробия. Для средневековья характерно религиозное представление о возвышенном, отождествление его с богом. Образ возвышенного запечатлен в готических соборах, осваивавших грандиозное пространство ввысь. Устремленными вверх линиями они выражали связь человеческих надежд с небом. Характерное для эпохи Возрождения воплощение возвышенного - скульптура Микеланджело Буонарроти «Давид» . Юноша изображен за мгновение до схватки, в нем дремлет могущество, готовое вот-вот выплеснуться в мир. В искусстве Нового времени возвышенное гениально воплощено в Девятой симфонии Лю́двига Ван Бетховена. Эта симфония передает подспудную мощь исторических процессов, в которые втянуты огромные массы народа. И природа, и человеческая жизнь воспринимаются Бетховеном космично, возвышенно. В целом отражение возвышенного в искусстве требует от художника особой интенсивности, яркости, пафосности средств, художественной выразительности. Одной из форм возвышенного является героическое, тесно связанное с трагическим. Героическое раскрывает ценностный смысл выдающегося деяния, требующего от человека высшего напряжения духовных и физических сил.
Низменное - антипод возвышенному Низменное - эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность обладающих большой отрицательной общественной значимостью предметов и явлений. Низменное таит в себе угрозу для общества и личности. Низменное противоположно возвышенному. С низменным напрямую связана сфера несвободы человека, его зависимость от стихийных природных и общественных сил. Примером низменного являются известные сказочные персонажи: Баба-Яга и Кащей Бессмертный. Низменную страсть к накопительству, жадность раскрыли великие писатели Н. В. Гоголь (в образе Плюшкина) и О. де Бальзак (в образе Гобсека) . Низменный характер войны раскрыл художник Василий Верещагин в картине «Апофеоз войны» , посвященной всем «великим завоевателям настоящим и будущим. Таким образом, как-низменное воспринимаются антигуманные, беспринципные человеческие поступки и характер тех, кто их совершить.
ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной общественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут быть положительно освоены обществом и личностью. Это объективное эстетическое свойство, которое оказывает влияние на жизнь целых народов или всего человечества.
Факты и события, относящиеся к порядку возвышенного как чрезмерного и беспредельного, вызывают в нас чувство восхищения, восторга, радости.
Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека, безграничные перспективы в освоении природы - все это характеризует различные моменты возвышенного.
Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека - оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою конечность и ограниченность. Одновременно оно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой, так как предполагает преодоление человеком своей тревоги и страха. Как только мощное масштабное явление природы хотя бы опосредованно втягивается в систему общественных отношений, оно становится возвышенным. Полное освоение явления, овладение им изменяет и его эстетические свойства: из возвышенного оно становится прекрасным.
Возвышенное в обществе - это созданные руками человека гигантские технические сооружения, мощные социальные движения, охватывающие огромные массы людей, грандиозное по результатам творческое созидание.
Типичными формами отражения возвышенного в искусстве является грандиозность, масштабность, монументальность. Ярким примером таких произведений являются египетские пирамиды. Утверждая величие фараона, они подавляли человеческую личность, которая на фоне грандиозной усыпальницы превращалась в песчинку, ничего не значащую по сравнению с вечностью, воплощенной в образе колоссального надгробия.
Для средневековья характерно религиозное представление о возвышенном, отождествление его с богом. Образ возвышенного запечатлен в готических соборах, осваивавших грандиозное пространство ввысь. Устремленными вверх линиями они выражали связь человеческих надежд с небом.
Характерное для эпохи Возрождения воплощение возвышенного - скульптура Микеланджело Буонарроти «Давид» . Юноша изображен за мгновение до схватки, в нем дремлет могущество, готовое вот-вот выплеснуться в мир.
В искусстве Нового времени возвышенное гениально воплощено в Девятой симфонии Лю́двига Ван Бетховена. Эта симфония передает подспудную мощь исторических процессов, в которые втянуты огромные массы народа. И природа, и человеческая жизнь воспринимаются Бетховеном космично, возвышенно.
В целом отражение возвышенного в искусстве требует от художника особой интенсивности, яркости, пафосности средств, художественной выразительности.
Одной из форм возвышенного является героическое, тесно связанное с трагическим. Героическое раскрывает ценностный смысл выдающегося деяния, требующего от человека высшего напряжения духовных и физических сил.
Низменное - антипод возвышенному
Низменное - эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность обладающих большой отрицательной общественной значимостью предметов и явлений. Низменное таит в себе угрозу для общества и личности.
Низменное противоположно возвышенному. С низменным напрямую связана сфера несвободы человека, его зависимость от стихийных природных и общественных сил.
Примером низменного являются известные сказочные персонажи: Баба-Яга и Кащей Бессмертный. Низменную страсть к накопительству, жадность раскрыли великие писатели Н. В. Гоголь (в образе Плюшкина) и О. де Бальзак (в образе Гобсека) . Низменный характер войны раскрыл художник Василий Верещагин в картине «Апофеоз войны» , посвященной всем «великим завоевателям настоящим и будущим. Таким образом, как-низменное воспринимаются антигуманные, беспринципные человеческие поступки и характер тех, кто их совершить.