Незнаю так или не так. Музыкой и сольфеджио не занимаюсь.
Минорные гаммы.
1. От белых клавиш. Так же, как и в мажорных гаммах. Исключения сохраняются.
2. От черных клавиш в левой руке позиционная последовательность 3 + 4. Исключения: ми-бемоль минор – последовательность 4 + 3 со второго звука гаммы; соль-диез минор – 3 + 4 с четвертого звука, при этом гамма начинается с 3 пальца. В правой руке – 3 + 4. Исключения: ми-бемоль минор – 4 + 3, начиная со второго звука; соль-диез минор – последовательность 3 + 4 , начиная с 3 звука; си-бемоль минор – 3 + 4, начиная со 2 звука.
Все это очень трудно читается, но легко делается.
Смена позиций происходит благодаря подкладыванию первого пальца. Это составляет трудность, так как неудачно подложенный первый палец «рвет» гамму на куски. Этот момент отрабатывается отдельно, и при хорошей шлифовке его в дальнейшей игре гамм он не мешает. Что же нужно делать, чтобы все шло гладко и ровно? В первую очередь, следите за самой рукой. Локоть и плечевая часть руки не должны выворачиваться в сторону подкладывания пальца, а лишь чуть-чуть отводиться. Первый палец заранее подводится к клавише, которую ему нужно взять. Рука играет ровно, предплечье рисует линию, которую направляет локоть. Есть также психологическая сторона этого момента. Себя нужно настроить на слышанье и координирование движений наперед. То есть, предвидеть, предусмотреть предслышать следующую ноту ее извлечение, движение пальца и руки.
Третьим пунктом для успешного достижения выбранной нами цели я ставлю пульсацию с акцентов по четыре звука. Это придает ровность и четкость игры, координирует работу правой и левой рук, облегчает охват гаммы (ведь легче сыграть отрезок из четырех звуков несколько раз подряд, чем сразу гамму в 4 октавы).
Чтобы гамма стала интересной и красочной, а не оставалась сугубо инструктивным упражнением, мы прибегаем к пятому условию – динамике. Ну, здесь все элементарно просто: вверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Здесь нужно добавить также охватывающее движение руки. Выше я уже говорила о линии, которую рисует рука. Скорее, это даже стрела. Рука как бы отталкивается от первого звука, и «летит» к верхушке, а потом обратно. Это направленный вектор, попадающий в цель
Минорные гаммы.
1. От белых клавиш. Так же, как и в мажорных гаммах. Исключения сохраняются.
2. От черных клавиш в левой руке позиционная последовательность 3 + 4. Исключения: ми-бемоль минор – последовательность 4 + 3 со второго звука гаммы; соль-диез минор – 3 + 4 с четвертого звука, при этом гамма начинается с 3 пальца. В правой руке – 3 + 4. Исключения: ми-бемоль минор – 4 + 3, начиная со второго звука; соль-диез минор – последовательность 3 + 4 , начиная с 3 звука; си-бемоль минор – 3 + 4, начиная со 2 звука.
Все это очень трудно читается, но легко делается.
Смена позиций происходит благодаря подкладыванию первого пальца. Это составляет трудность, так как неудачно подложенный первый палец «рвет» гамму на куски. Этот момент отрабатывается отдельно, и при хорошей шлифовке его в дальнейшей игре гамм он не мешает. Что же нужно делать, чтобы все шло гладко и ровно? В первую очередь, следите за самой рукой. Локоть и плечевая часть руки не должны выворачиваться в сторону подкладывания пальца, а лишь чуть-чуть отводиться. Первый палец заранее подводится к клавише, которую ему нужно взять. Рука играет ровно, предплечье рисует линию, которую направляет локоть. Есть также психологическая сторона этого момента. Себя нужно настроить на слышанье и координирование движений наперед. То есть, предвидеть, предусмотреть предслышать следующую ноту ее извлечение, движение пальца и руки.
Третьим пунктом для успешного достижения выбранной нами цели я ставлю пульсацию с акцентов по четыре звука. Это придает ровность и четкость игры, координирует работу правой и левой рук, облегчает охват гаммы (ведь легче сыграть отрезок из четырех звуков несколько раз подряд, чем сразу гамму в 4 октавы).
Чтобы гамма стала интересной и красочной, а не оставалась сугубо инструктивным упражнением, мы прибегаем к пятому условию – динамике. Ну, здесь все элементарно просто: вверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Здесь нужно добавить также охватывающее движение руки. Выше я уже говорила о линии, которую рисует рука. Скорее, это даже стрела. Рука как бы отталкивается от первого звука, и «летит» к верхушке, а потом обратно. Это направленный вектор, попадающий в цель