Термин «цивилизация» появился сравнительно недавно. В науке утвердилась точка зрения, что впервые его употребил маркиз де Мирабо в своем трактате «Друг законов» (1757 г.) . Он писал: «Цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличия и чтобы эти правила играли роль законов общежития» .
Великие просветители Вольтер, Руссо употребляли лишь глагол «цивилизовать» . Но термином «цивилизация» все увереннее пользовались Гольбах, другие мыслители, хотя и в несколько размытом смысле. В 1798 г. слово «цивилизация» вошло впервые в «Словарь Академии» , который ранее его игнорировал.
Аналогичный процесс происходил в этот период и в Англии. Первое использование термина «цивилизация» в Англии зафиксировано в 1767 г. Существует точка зрения, что это связано с деятельностью английских просветителей.
В то время слово «цивилизация» несло узкую, конкретную смысловую нагрузку; его значение должно было противопоставить «цивилизацию» и «непросвещенные народы» , а также «цивилизацию» и «темные века» феодализма и Средневековья. Подобная традиция идет еще из эпохи античности: противопоставление своей культуры, духовности и политической организации всем «варварским обычаям» , образу жизни «дикарей» . В Афинах была распространена поговорка: «Лучше быть рабом в Афинах, чем воином у персов» , то есть при самодержавной власти.
Именно с конца ХVIII в. в одном из словарных значений термин «цивилизация» сохраняет ценностное и просветительское звучание, но это относится именно к западным лингвистическим традициям.
Во время рождения слова «цивилизация» другое понятие - «культура» - выступало как его компонент. Но постепенно эти два термина приобретают разное содержание. «Цивилизацию» стали относить к целым народам и странам в их развитом состоянии; «культуру» - к форме и степени духовности, выражающим высшие достижения цивилизации. Безусловно, подразумевались общества, которые «цивилизовались» первыми (как правило, Англия и Франция) .
Только в 1819 г. слово «цивилизация» впервые появилось во множественном числе, что свидетельствует о начале признания исследователями многообразия и различий в цивилизационном устройстве народов на протяжении тысячелетий мировой истории. В 1828 г. Ф. Гизо опубликовал свою «Историю цивилизации в Европе» , в 1830 г. - «Историю цивилизации во Франции» ; в 1857-1861 гг. Г. Бокль написал «Историю цивилизации в Англии» .
Термин «цивилизация» приходит в русский язык и становится популярным в 60-е гг. ХIХ в. Он был включен В. Далем в первое издание Толкового словаря. «Цивилизация - общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина» ; «цивилизовать (народ) - обратить из дикого, грубого быта в гражданственный» . Слово часто употребляли Добролюбов, Писарев, Чернышевский для противопоставления развитого и дикого, общественного и природного начал.
В наше время слово «цивилизация» употребляется довольно часто в научном, политическом, разговорном лексиконе; но по-прежнему в него вкладывается различный смысл. (Может не правильно,не знаю)
Великие просветители Вольтер, Руссо употребляли лишь глагол «цивилизовать» . Но термином «цивилизация» все увереннее пользовались Гольбах, другие мыслители, хотя и в несколько размытом смысле. В 1798 г. слово «цивилизация» вошло впервые в «Словарь Академии» , который ранее его игнорировал.
Аналогичный процесс происходил в этот период и в Англии. Первое использование термина «цивилизация» в Англии зафиксировано в 1767 г. Существует точка зрения, что это связано с деятельностью английских просветителей.
В то время слово «цивилизация» несло узкую, конкретную смысловую нагрузку; его значение должно было противопоставить «цивилизацию» и «непросвещенные народы» , а также «цивилизацию» и «темные века» феодализма и Средневековья. Подобная традиция идет еще из эпохи античности: противопоставление своей культуры, духовности и политической организации всем «варварским обычаям» , образу жизни «дикарей» . В Афинах была распространена поговорка: «Лучше быть рабом в Афинах, чем воином у персов» , то есть при самодержавной власти.
Именно с конца ХVIII в. в одном из словарных значений термин «цивилизация» сохраняет ценностное и просветительское звучание, но это относится именно к западным лингвистическим традициям.
Во время рождения слова «цивилизация» другое понятие - «культура» - выступало как его компонент. Но постепенно эти два термина приобретают разное содержание. «Цивилизацию» стали относить к целым народам и странам в их развитом состоянии; «культуру» - к форме и степени духовности, выражающим высшие достижения цивилизации. Безусловно, подразумевались общества, которые «цивилизовались» первыми (как правило, Англия и Франция) .
Только в 1819 г. слово «цивилизация» впервые появилось во множественном числе, что свидетельствует о начале признания исследователями многообразия и различий в цивилизационном устройстве народов на протяжении тысячелетий мировой истории. В 1828 г. Ф. Гизо опубликовал свою «Историю цивилизации в Европе» , в 1830 г. - «Историю цивилизации во Франции» ; в 1857-1861 гг. Г. Бокль написал «Историю цивилизации в Англии» .
Термин «цивилизация» приходит в русский язык и становится популярным в 60-е гг. ХIХ в. Он был включен В. Далем в первое издание Толкового словаря. «Цивилизация - общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина» ; «цивилизовать (народ) - обратить из дикого, грубого быта в гражданственный» . Слово часто употребляли Добролюбов, Писарев, Чернышевский для противопоставления развитого и дикого, общественного и природного начал.
В наше время слово «цивилизация» употребляется довольно часто в научном, политическом, разговорном лексиконе; но по-прежнему в него вкладывается различный смысл.
(Может не правильно,не знаю)