Выделение и изучение природных процессов, обещающих (пусть и потенциально) практический эффект.Природа понимается как резервуар материалов, сил, энергий, которые человек может использовать при условии, если опишет в науке законы природы. Изменение (преобразование) сложившейся ситуации в желаемом направлении; проект – это действие, обеспечивающее качественное изменение функционирующей системы. Мир понимается как «проект», как пространство изменения и преобразования.Образно говоря, проект – это не «брошенный вперед замысел» , это, скорее, «брошенный вперед якорь, подтягиваясь к которому, мы выходим из текущей ситуации, меняя и ситуацию, и самих себя»
Категория времени
Исследование – это умение извлекать новые знания из «ставшего» (в гуманитарных областях осуществляется реконструкция в физике изучается мир с момента «большого взрыва», в биологии – мир, сложившийся за последние 4 млрд. лет). Проект – это умение работать с настоящим, преобразовывая его в «будущее» за счет контекстной проблематиками текущей ситуации.Проект создает «будущее».
Проблематика
Оценка ситуации как познавательной проблемы, связанной с отсутствием объяснения причин того или иного явления, события. Оценка ситуации социо-культурного характера, как неудовлетворительной; обозначение проблем, порождающих напряженность ситуации; выделение причин.
Исследовательские процедуры
Наблюдение, опыт, эксперимент, интерпретация. Процедуры направлены на изучение окружающего мира, для ответа на вопрос «Как устроен мир сам по себе» Аналитика – оценка сложившейся ситуации для понимания того, как ситуация может быть преобразована в нужном направлении; ответ на вопрос «Как устроена ситуация, которую мы собираемся изменить в нужном для нас направлении»
Результат и продукт деятельности
Результат деятельности – новое знание теоретического или прикладного характера (прим.: даже прикладное знание напрямую не может быть использовано в практике; для этого требуется его преобразование в технологию или, хотя бы, в инструкцию) Продукт деятельности – реальные объекты (и эффекты) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Данный объект создается для конкретного использования.
Структура деятельности
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.
Время работы и результат
Исследования проводятся в рамках долго исследовательских программ (см., например, исследования на андронном коллайдере).Точный результат исследования предсказан быть не может. Время завершения исследования не может быть точно предсказано. Проект должен быть спланирован и завершен в точно обозначенное время. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
Предназначение деятельности
Выделение и изучение природных процессов, обещающих (пусть и потенциально) практический эффект.Природа понимается как резервуар материалов, сил, энергий, которые человек может использовать при условии, если опишет в науке законы природы. Изменение (преобразование) сложившейся ситуации в желаемом направлении; проект – это действие, обеспечивающее качественное изменение функционирующей системы. Мир понимается как «проект», как пространство изменения и преобразования.Образно говоря, проект – это не «брошенный вперед замысел» , это, скорее, «брошенный вперед якорь, подтягиваясь к которому, мы выходим из текущей ситуации, меняя и ситуацию, и самих себя»
Категория времени
Исследование – это умение извлекать новые знания из «ставшего» (в гуманитарных областях осуществляется реконструкция в физике изучается мир с момента «большого взрыва», в биологии – мир, сложившийся за последние 4 млрд. лет). Проект – это умение работать с настоящим, преобразовывая его в «будущее» за счет контекстной проблематиками текущей ситуации.Проект создает «будущее».
Проблематика
Оценка ситуации как познавательной проблемы, связанной с отсутствием объяснения причин того или иного явления, события. Оценка ситуации социо-культурного характера, как неудовлетворительной; обозначение проблем, порождающих напряженность ситуации; выделение причин.
Исследовательские процедуры
Наблюдение, опыт, эксперимент, интерпретация. Процедуры направлены на изучение окружающего мира, для ответа на вопрос «Как устроен мир сам по себе» Аналитика – оценка сложившейся ситуации для понимания того, как ситуация может быть преобразована в нужном направлении; ответ на вопрос «Как устроена ситуация, которую мы собираемся изменить в нужном для нас направлении»
Результат и продукт деятельности
Результат деятельности – новое знание теоретического или прикладного характера (прим.: даже прикладное знание напрямую не может быть использовано в практике; для этого требуется его преобразование в технологию или, хотя бы, в инструкцию) Продукт деятельности – реальные объекты (и эффекты) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Данный объект создается для конкретного использования.
Структура деятельности
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.
Время работы и результат
Исследования проводятся в рамках долго исследовательских программ (см., например, исследования на андронном коллайдере).Точный результат исследования предсказан быть не может. Время завершения исследования не может быть точно предсказано. Проект должен быть спланирован и завершен в точно обозначенное время. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.