Рогир ван дер Вейден(Rogier van der Weyden) Рожье де ла Патюр (Rogier de la Pasture) (около 1400 — похоронен 18.6.1464, Брюссель), нидерландский живописец. Один из крупнейших мастеров раннего североевропейского Возрождения. Учился, вероятно, в Турне у Р. Кампена. С 1435 работал в Брюсселе, где руководил большой мастерской. В 1450 совершил паломничество в Италию. Ранние произведения Р. в. д. В. не сохранились (отдельные исследователи считают ими работы, приписываемые Флемальскому мастеру (См. Флемальский мастер)). Для творчества Р. в. д. В. характерна необычайная эмоциональная насыщенность образов, строгость композиционных ритмов, чёткость рисунка, напряжённость колорита, в котором преобладают ясные, холодные тона («Снятие со креста», Прадо, Мадрид; «Распятие», Художественно-исторический музей, Вена). Сосредоточивая действие на переднем плане и не испытывая особого интереса к передаче бытовых и пейзажных деталей (в частности, охотно вводя условные фоны), Р. в. д. В. отказывается от универсализма художественного мировосприятия Я. Ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека. Несмотря на многочисленные позднеготические элементы, присущие его произведениям (угловатость фигур и т. д.), глубина и многогранность образа человека у Р. в. д. В. [черты, с особой силой проявляющиеся в его портретном творчестве («Франческо д'Эсте», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; портрет молодой женщины, Национальная галерея искусства, Вашингтон)] свидетельствуют о раннегуманистической направленности творчества мастера.
Рожье де ла Патюр (Rogier de la Pasture) (около 1400 — похоронен 18.6.1464, Брюссель), нидерландский живописец. Один из крупнейших мастеров раннего североевропейского Возрождения. Учился, вероятно, в Турне у Р. Кампена. С 1435 работал в Брюсселе, где руководил большой мастерской. В 1450 совершил паломничество в Италию. Ранние произведения Р. в. д. В. не сохранились (отдельные исследователи считают ими работы, приписываемые Флемальскому мастеру (См. Флемальский мастер)). Для творчества Р. в. д. В. характерна необычайная эмоциональная насыщенность образов, строгость композиционных ритмов, чёткость рисунка, напряжённость колорита, в котором преобладают ясные, холодные тона («Снятие со креста», Прадо, Мадрид; «Распятие», Художественно-исторический музей, Вена). Сосредоточивая действие на переднем плане и не испытывая особого интереса к передаче бытовых и пейзажных деталей (в частности, охотно вводя условные фоны), Р. в. д. В. отказывается от универсализма художественного мировосприятия Я. Ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека. Несмотря на многочисленные позднеготические элементы, присущие его произведениям (угловатость фигур и т. д.), глубина и многогранность образа человека у Р. в. д. В. [черты, с особой силой проявляющиеся в его портретном творчестве («Франческо д'Эсте», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; портрет молодой женщины, Национальная галерея искусства, Вашингтон)] свидетельствуют о раннегуманистической направленности творчества мастера.