В «Малыше Цахесе» присутствуют несколько предположений об источниках возникновения Цинноберов. Это - власть денег, человеческое сумасшествие, разные проявления волшебных сил. Автор также изображает ослепленное общество, которое потеряло ценностные ориентиры, да и в каком-то самозабвении создает себе кумира. Гофману интересно проследить поведение толпы по отношению к кумиру, им же созданного. В сказке сумасшедший залог толпы имеет несколько стадий: сначала радость и увлечения, потом обожествления, в конце концов, смертельный страх перед своим тираном. Гофман высмеивает не столько маленького Цахеса, никчемного и бес избранника феи, как то общество, которое склонно видеть в уроде - красавца, в бездарности - талант, в абсолютной тупости - мудрость, в изверге - «украшение общества». В своей сказке Гофман говорит, что Цахесы рождаются, Цахесы живут и процветают, будто лишь благодаря никчемности, вульгарности среды, которая их породила. И уже не приводит в удивление то, что в такой стране обесцениваются таланты, знание, моральные качества, даже любовь. Но сам автор, очень точно показав симптомы болезни общества, не дает прямолинейных, рациональных объяснений ее причины, а тем более ее лечение. В наше время сказка "Крошка Цахес" звучит очень резко и остро. В реальной жизни не существует колдунов и волшебников, но цахесы занимают высокие посты, и пора их оттуда выкуривать. Именно цахесы женятся на прекрасных кандидах, именно они покупают себе "маленькие" тихие домики на других континентах за народные деньги. А вот Баль-тазаров ожидает совсем другое — презрение, позор, заключение, смерть. Сегодня молодежь должна задуматься над "Крошкой Ца-хесом", так как именно ей предстоит жить дальше в нашей стране и управлять ею. Абсолютно точно известно одно — лучше высмеивать нищих духом цахесов, чем пресмыкаться перед ними, лучше уничтожать цахесов, чем подчиняться их презренной власти.