Обрабатывать древесину человек научился за много веков до новой эры. В распоряжении древнего токаря был примитивный станок, на котором он мог работать только с подмастерьем, вращавшим с ручного привода обтачиваемую деталь. Лишь гораздо позже появился более совершенный станок, приводимый в движение ногами.
Древние токари, несмотря на то, что работали они на примитивных станках с лучковой передачей, применяли наиболее сложную и трудоемкую технологию изготовления токарных сосудов. Новгородские древоделы точили посуду не с торца, а поперек волокон. Этот точения делал посуду прочнее и наиболее полно выявлял декоративные свойства древесины. Вначале мастер делал заготовку. Он раскалывал кряж, высота и толщина которого должны были быть одинаковыми. Топор обтесывал половину кряжа, придавая ему приближенную форму усеченного конуса или полушара. Затем заготовка укреплялась на токарном станке и обрабатывалась. На готовом изделии древесные волокна создавали неповторимый оригинальный рисунок. Даже древесина ольхи, маловыразительная при торцовом точении, обнаруживала интересный текстурный рисунок, а древесина ясеня и клена приобрела переливчатый шелковистый блеск.
Современные станки дают возможность точить любую породу древесины, выбор которой зависит от ее физических и механических свойств и назначения изделия. Физические свойства—это блеск, цвет, текстура и влажность, механические — прочность, упругость, пластичность. Из дуба, грецкого ореха, можжевельника, красного дерева, сосны и кедра, имеющих красивую текстуру, точат в основном декоративные изделия, которые не раскрашивают, а лишь покрывают слоем прозрачного лака. Природная красота такой древесины — лучшее украшение токарной работы. Из липы, ольхи или березы вытачивают изделия, которые затем раскрашивают гуашью, акварелью, темперой, анилиновыми красителями, украшают выжиганием или резьбой.
Обрабатывать можно как сухую, так и сырую древесину. Но все-таки для точения предподчтительнее применять хорошо высушенную древесину, которая при полировке не дает ворса. На современных деревообрабатывающих предприятиях для вытачивание большого количестеа одинаковых деталей применяются токарные автоматы и полуавтоматы. На них изготавливают катушки, шары, кегли и рукоятки для различных инструментов. Но художественные и декоративные изделия и посуду вытачивают только на ручных станках. Длинномерные детали точат на токарном станке с задней бабкой, в небольшие токарные изделия — на станке с трубчатым патроном, в котором деталь закрепляется только с одной стороны Это дает возможность со стороны свободного торца выбирать полые объемы. Тарелки или чаши с небольшим диаметром удобно точить на планшайбе — это металлический диск с отверстиями под винты, которыми деревянную заготовку плотно прикрепляют к диску. На стационарных станках применяется планшайба со специальными зажимами.
На всех ручных станках древесину обрабатывают несложными руч- ными резцами. Для грубой черновой обработки заготовки, для придания ей цилиндрической формы применяются полукруглые резцы. Плоские резцы, называемые косяками, применяются для чистового точения внешней поверхности изделия. Эти резцы нетрудно изготовить из обыкновенных стамесок или из плоских напильников, сточив с них насечку. Для обработки внутренних поверхностей издавна применяли резцы с крючковидными лезвиями. Токари их называют просто крючками. Полукруглые и крючковидные резцы можно выковать из углеродистой стали. Если изготовить такие резцы разных размеров, ими можно будет обрабатывать внутреннюю поверхность различной величины и конфигурации. Многие токари работают резцами, которые представляют собой металлическое кольцо, приваренное к прутку.
Точение древесины с торца более распространено, чем поперек волокон. Для такого точения применяют заготовки в виде брусков с квадратным сечением. Топором обтесывают брусок, стараясь придать ему как можно более правильную цилиндрическую форму. Обтесанную заготовку забивают в трубчатый патрон, установив ее строго горизонтально. Включив станок, берут широкий полукруглый резец. Рукоятку резца держат в правой руке, а левой рукой прижимают металлическую часть резца к подручнику. Резец держат примерно под углом 15-
Декоративные изделия с внутренними полостями, которые можно выточить на станке для обработки древисины, включают в себя такие предметы, как чаши, вазы, графины, статуэтки, подсвечники и различные предметы декора.
Давайте рассмотрим пример изготовления вазы с внутренними полостями на станке для обработки древисины.
Шаг 1: Выбор древесины
Сначала необходимо выбрать подходящую древесину для изготовления вазы. Примерами таких пород древесины могут быть дуб, ясень, клен или махагони. Важно выбирать стружку и лучистые породы, чтобы достичь более интересного визуального эффекта.
Шаг 2: Подготовка древесины
После выбора древесины ее необходимо обработать перед тем, как начать работу на станке. Для этого сначала нужно удалить любую грязь и пыль с поверхности древесины, используя шлифовальную бумагу. Затем, если древесина не обработана и не затерта, ее следует намазать слоем прозрачного лака или масла, чтобы сохранить ее красоту и защитить от влаги.
Шаг 3: Разметка и выбор формы
Далее, нужно произвести разметку на древесине для определения размеров и формы будущей вазы. Можно использовать карандаш или маркер для рисования контуров вазы. Затем выберите форму из различных вариантов, таких как классическая узкая форма, широкая и плоская форма или интересная несимметричная форма.
Шаг 4: Работа на станке
После того, как форма вазы определена, нужно установить древесину на станке для обработки древисины. При этом необходимо убедиться в безопасности работы на станке и правильно закрепить древесину для стабильности при выточке. Затем, используя острые резцы на станке, начните выточку внутренней полости в соответствии с выбранной формой и размерами. Медленно и осторожно двигайтесь от центра к краям, чтобы достичь равномерности и гармонии формы.
Шаг 5: Отделка и полировка
После того, как ваза выточена, следует произвести отделку и полировку поверхности. Используйте шлифовальную бумагу различной зернистости для удаления остатков древесины и придания гладкой поверхности. Затем, можно применить покрытие, такое как лак или масло, чтобы придать блеск и защитить древесину от внешних воздействий.
Вот таким образом, на станке для обработки древисины можно выточить декоративные изделия с внутренними полостями, такие как вазы. Каждый шаг является важным для достижения хорошего результата и безопасной работы на станке. Важно также учесть выбор древесины, форму и отделку, чтобы создать привлекательное и интересное декоративное изделие.
Обрабатывать древесину человек научился за много веков до новой эры. В распоряжении древнего токаря был примитивный станок, на котором он мог работать только с подмастерьем, вращавшим с ручного привода обтачиваемую деталь. Лишь гораздо позже появился более совершенный станок, приводимый в движение ногами.
Древние токари, несмотря на то, что работали они на примитивных станках с лучковой передачей, применяли наиболее сложную и трудоемкую технологию изготовления токарных сосудов. Новгородские древоделы точили посуду не с торца, а поперек волокон. Этот точения делал посуду прочнее и наиболее полно выявлял декоративные свойства древесины. Вначале мастер делал заготовку. Он раскалывал кряж, высота и толщина которого должны были быть одинаковыми. Топор обтесывал половину кряжа, придавая ему приближенную форму усеченного конуса или полушара. Затем заготовка укреплялась на токарном станке и обрабатывалась. На готовом изделии древесные волокна создавали неповторимый оригинальный рисунок. Даже древесина ольхи, маловыразительная при торцовом точении, обнаруживала интересный текстурный рисунок, а древесина ясеня и клена приобрела переливчатый шелковистый блеск.
Современные станки дают возможность точить любую породу древесины, выбор которой зависит от ее физических и механических свойств и назначения изделия. Физические свойства—это блеск, цвет, текстура и влажность, механические — прочность, упругость, пластичность. Из дуба, грецкого ореха, можжевельника, красного дерева, сосны и кедра, имеющих красивую текстуру, точат в основном декоративные изделия, которые не раскрашивают, а лишь покрывают слоем прозрачного лака. Природная красота такой древесины — лучшее украшение токарной работы. Из липы, ольхи или березы вытачивают изделия, которые затем раскрашивают гуашью, акварелью, темперой, анилиновыми красителями, украшают выжиганием или резьбой.
Обрабатывать можно как сухую, так и сырую древесину. Но все-таки для точения предподчтительнее применять хорошо высушенную древесину, которая при полировке не дает ворса. На современных деревообрабатывающих предприятиях для вытачивание большого количестеа одинаковых деталей применяются токарные автоматы и полуавтоматы. На них изготавливают катушки, шары, кегли и рукоятки для различных инструментов. Но художественные и декоративные изделия и посуду вытачивают только на ручных станках. Длинномерные детали точат на токарном станке с задней бабкой, в небольшие токарные изделия — на станке с трубчатым патроном, в котором деталь закрепляется только с одной стороны Это дает возможность со стороны свободного торца выбирать полые объемы. Тарелки или чаши с небольшим диаметром удобно точить на планшайбе — это металлический диск с отверстиями под винты, которыми деревянную заготовку плотно прикрепляют к диску. На стационарных станках применяется планшайба со специальными зажимами.
На всех ручных станках древесину обрабатывают несложными руч-
ными резцами. Для грубой черновой обработки заготовки, для придания ей цилиндрической формы применяются полукруглые резцы. Плоские резцы, называемые косяками, применяются для чистового точения внешней поверхности изделия. Эти резцы нетрудно изготовить из обыкновенных стамесок или из плоских напильников, сточив с них насечку. Для обработки внутренних поверхностей издавна применяли резцы с крючковидными лезвиями. Токари их называют просто крючками. Полукруглые и крючковидные резцы можно выковать из углеродистой стали. Если изготовить такие резцы разных размеров, ими можно будет обрабатывать внутреннюю поверхность различной величины и конфигурации. Многие токари работают резцами, которые представляют собой металлическое кольцо, приваренное к прутку.
Точение древесины с торца более распространено, чем поперек волокон. Для такого точения применяют заготовки в виде брусков с квадратным сечением. Топором обтесывают брусок, стараясь придать ему как можно более правильную цилиндрическую форму. Обтесанную заготовку забивают в трубчатый патрон, установив ее строго горизонтально. Включив станок, берут широкий полукруглый резец. Рукоятку резца держат в правой руке, а левой рукой прижимают металлическую часть резца к подручнику. Резец держат примерно под углом 15-
Давайте рассмотрим пример изготовления вазы с внутренними полостями на станке для обработки древисины.
Шаг 1: Выбор древесины
Сначала необходимо выбрать подходящую древесину для изготовления вазы. Примерами таких пород древесины могут быть дуб, ясень, клен или махагони. Важно выбирать стружку и лучистые породы, чтобы достичь более интересного визуального эффекта.
Шаг 2: Подготовка древесины
После выбора древесины ее необходимо обработать перед тем, как начать работу на станке. Для этого сначала нужно удалить любую грязь и пыль с поверхности древесины, используя шлифовальную бумагу. Затем, если древесина не обработана и не затерта, ее следует намазать слоем прозрачного лака или масла, чтобы сохранить ее красоту и защитить от влаги.
Шаг 3: Разметка и выбор формы
Далее, нужно произвести разметку на древесине для определения размеров и формы будущей вазы. Можно использовать карандаш или маркер для рисования контуров вазы. Затем выберите форму из различных вариантов, таких как классическая узкая форма, широкая и плоская форма или интересная несимметричная форма.
Шаг 4: Работа на станке
После того, как форма вазы определена, нужно установить древесину на станке для обработки древисины. При этом необходимо убедиться в безопасности работы на станке и правильно закрепить древесину для стабильности при выточке. Затем, используя острые резцы на станке, начните выточку внутренней полости в соответствии с выбранной формой и размерами. Медленно и осторожно двигайтесь от центра к краям, чтобы достичь равномерности и гармонии формы.
Шаг 5: Отделка и полировка
После того, как ваза выточена, следует произвести отделку и полировку поверхности. Используйте шлифовальную бумагу различной зернистости для удаления остатков древесины и придания гладкой поверхности. Затем, можно применить покрытие, такое как лак или масло, чтобы придать блеск и защитить древесину от внешних воздействий.
Вот таким образом, на станке для обработки древисины можно выточить декоративные изделия с внутренними полостями, такие как вазы. Каждый шаг является важным для достижения хорошего результата и безопасной работы на станке. Важно также учесть выбор древесины, форму и отделку, чтобы создать привлекательное и интересное декоративное изделие.