Имя Бориса Яковлевича Ряузова – это целая эпоха в сибирской живописи второй половины XX века. Его картины – это самобытное явление в живописи. Они отмечены талантом и яркой индивидуальностью автора. Жизненный и творческий путь живописца непрост, как у всех людей, переживших войну и послевоенные тяготы. Он родился 1 июля 1919 года в селе Бирючья коса Астраханской области. С детства проявлял художественные и в 1939 году поступил в Омское художественное училище. В 1942 году двадцатичетырехлетний Борис Ряузов, уже закончивший два курса училища и работавший художником в Красноярске, добровольцем ушёл на фронт. Всю войну молодой художник, закончил ее в звании гвардии старшего сержанта и лишь в 1946 году навсегда вернулся в Красноярск. А дальше на протяжении пятидесяти лет – творчество, поездки, общественная работа и снова творчество... Художник совершает длительные поездки в низовья крупнейших сибирских рек: Оби, Енисея, Иртыша. Результатом стал большой цикл работ, посвященных Северу. Во многих работах Ряузова Север предстаёт не просто как край холодной величественной красоты, а выступает отражением исторического видения художника. Каждый пейзаж, посвященный сегодняшнему дню Заполярья, – это работа художника, размышляющего об исторических судьбах родины. К северному циклу можно отнести и историческую серию "Холмогоры – родина Ломоносова". Борис Яковлевич, кажется, никогда не был начинающим художником. Его блестящий живописный дар раскрылся сразу. В 1958 году художник получил высокое звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Его глубокая любовь к Сибири нашла свое отражение в работах, представленных на персональной выставке, посвященной 350-летию Красноярска. Как кадры киноленты перед зрителями картины старого и нового города на Енисее. Главной заботой художника всегда было найти и, остановив, запечатлеть на холсте удивительное мгновение, неповторимый праздник света и цвета. В поэтической приподнятости образа – особенность творчества Ряузова. Он открывает для нас все новые грани красоты природы, выражая этим свои чувства. Своим творчеством Ряузов внёс значительный вклад в советскую пейзажную живопись. Внимание к сибирской природе в произведениях Ряузова с годами усиливается, отношение к ней все более усложняется. Великолепны написанные смелой и широкой кистью пейзажи из цикла "Сибирские мотивы": "Северное селение", "Север. Просторы", "Тундра. Осень", "Енисей. Заполярье", "Тундра. Новое". Работы этой серии несут мысль о могуществе сибирской природы, о мужестве и стойкости людей, осваивающих труднодоступные просторы Заполярья. Тема великой битвы за Родину тоже нашла отражение в творчестве художника. На выставках многие красноярцы видели такие полотна мастера, как "Земля фронтовая", "Высота безымянная", "Нейтральная полоса под городом Белый", "Место подвига Александра Матросова" и другие. Ряузов никогда не испытывал недостатка в темах и сюжетах. Жизненные наблюдения и творческая фантазия его неиссякаемы. Его пейзажи содержательны, они пробуждать в людях высокие и благородные эмоции, воспитывать патриотические и эстетические чувства. Творчество мастера сибирского пейзажа было широко известно и любимо уже при его жизни. Сегодня можно с уверенностью сказать, что оно самое трудное испытание – испытание временем, ведь с годами вклад Ряузова в изобразительное искусство видится все более и более значимым.