Особенностью мелодических ладов (как мажора, так и минора) является усиленное тяготение к устойчивым ступеням, вверх - к тонике и вниз - к доминанте. Рассматриваем только верхний тетрахорд V-VI-VII-I ступени, так как в нижней части (с I по V) ничего не меняется. В мелодическом миноре при восхождении ВВЕРХ к тонике повышаются VI и VII ступени. При обратном движении ВНИЗ мелодический минор совпадает с натуральным, так как тяготение происходит уже к V ступени. В мелодическом мажоре при восходящем движении он соответствует натуральному, а при движении ВНИЗ VII и VI ступени понижаются, тяготея к V ступени. Можно сказать, что в целом медодические мажор и минор звучат совершенно одинаково за исключением III ступени, которая и определяет лад.
В мелодическом миноре при восхождении ВВЕРХ к тонике повышаются VI и VII ступени. При обратном движении ВНИЗ мелодический минор совпадает с натуральным, так как тяготение происходит уже к V ступени.
В мелодическом мажоре при восходящем движении он соответствует натуральному, а при движении ВНИЗ VII и VI ступени понижаются, тяготея к V ступени.
Можно сказать, что в целом медодические мажор и минор звучат совершенно одинаково за исключением III ступени, которая и определяет лад.