Лабораторная работа №3 по астрономии. солнечный свет — источник энергии* внимание! при выполнении этой работы нельзя смотреть на солнце без специального светофильтра! цель: измерить количество солнечной энергии, которую полу- чает определенный участок поверхности земли в течение определенного времени. оборудование: карандаш, линейка. теоретические сведения количество энергии, которую получает поверхность земли от солнца, зависит от угла падения солнечных лучей i: e = qcosi, (1) где q~ 1,4 квт/м2 — солнечная постоянная, или количество энергии, которую получает единица поверхности земли, если солнечные лучи перпендикулярно к поверхности, то есть при i=0° (см. § 12). на широте 50° (харьков, киев, львов) количество энергии, которую получает поверхность за долгий летний день, достигает 7 (квт • ч)/м2=25,2 ■ 10е дж/м2, что больше даже той солнечной энергии, которую получает поверхность на экваторе, где круглый год продолжительность дня составляет 12 часов. для определения количества энергии, которую получает определенный участок площадью s за промежуток времени t, будем считать, что угол падения солнечных лучей за это время остается постоянным: e = qstcosi. (2) выполнение работы 1. измерьте длину карандаша н и тени l от солнечного света. для этого установите карандаш перпендикулярно к плоскости стола. найдите угол падения солнечных лучей по формуле: i = & rctg(h/l) . 2. определите площадь школьного двора s. 3. вычислите по формуле (2) энергию, которую получает от солнца школьный двор в течение 1 часа. 4. результаты запишите в таблицу: я, м l, м i, ° s, м2 е, квт-ч 5. определите, сколько времени сможет светиться электрическая лампа мощностью 100 вт, если на ее работу будет потрачено 50% полученной солнечной энергии. 6. сделайте вывод.