Кукольный театр «Ваянг» (Индонезия) Одно из самых впечатляющих культурных явлений Индонезии и в первую очередь Явы – теневой кукольный театр. Его древнейший вид – ваянг-кулит или ваянг-пурво (кулит – кожаный, пурво – древний). В своих истоках он связан с культом предков и потому в прежние времена имел ритуальное значение.
Плоские, с ажурным рисунком куклы этого театра сделаны из буйволовой кожи. У них острые стилизованные черты лица, голова всегда повернута в профиль, руки подвижны и прикреплены к бамбуковому стержню. Головой куклы и торсом управляют, держа за стержень, а руками ее водят с палочек-чемпуритов.
Театральное представление начинается с наступлением темноты и может продолжаться всю ночь. Кукловод сидит перед белым экраном, на котором видны и куклы, и их тени, так как над далангом укреплен светильник. Даланг – не только кукловод; он еще и рассказчик, и певец, и музыкант. В репертуаре театра – преимущественно индийско-яванские сюжеты, главными героями которых являются персонажи индийских мифов и эпосов «Махабхараты» и «Рамаяны». Во время представления можно находится как с одной стороны экрана, и смотреть игру теней, так и с обратной стороны...
Различают ваянг-кулит — театр теней; ваянг-голек — театр деревянных кукол; ваянг-топенг — театр актеров в масках; ваянг-оранг—драматический театр. Хотя чаще всего ваянгом называют именно теневой театр.
Ислам, запрещавший изображать все живое, сказался и на облике кукол. Они лишь приблизительно напоминают людей, каждый их жест — символ. Сжатые губы — острота ума, оскаленный в улыбке рот — глупость или хитрость, глаза навыкате — коварство. Особое значение придается цвету: белое лицо может принадлежать только благородному герою, черное — отважному воину, зеленое — трусу и завистнику, красное — злодею.
Из древнего кукольного представления ваянг-кулита вырос прекрасный, существующий и сегодня театр. Не лишнее, ли это свидетельство утверждения литературоведа Александра Ивановича Белецкого о том, что «магическое начало, лежащее в основании первобытной религии, вызвало к жизни и первобытное искусство».
7 ноября 2003г. кукольный театр теней Ваянг Кулинг был признан шедевром устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Плоские, с ажурным рисунком куклы этого театра сделаны из буйволовой кожи. У них острые стилизованные черты лица, голова всегда повернута в профиль, руки подвижны и прикреплены к бамбуковому стержню. Головой куклы и торсом управляют, держа за стержень, а руками ее водят с палочек-чемпуритов.
Театральное представление начинается с наступлением темноты и может продолжаться всю ночь. Кукловод сидит перед белым экраном, на котором видны и куклы, и их тени, так как над далангом укреплен светильник. Даланг – не только кукловод; он еще и рассказчик, и певец, и музыкант. В репертуаре театра – преимущественно индийско-яванские сюжеты, главными героями которых являются персонажи индийских мифов и эпосов «Махабхараты» и «Рамаяны». Во время представления можно находится как с одной стороны экрана, и смотреть игру теней, так и с обратной стороны...
Различают ваянг-кулит — театр теней; ваянг-голек — театр деревянных кукол; ваянг-топенг — театр актеров в масках; ваянг-оранг—драматический театр. Хотя чаще всего ваянгом называют именно теневой театр.
Ислам, запрещавший изображать все живое, сказался и на облике кукол. Они лишь приблизительно напоминают людей, каждый их жест — символ. Сжатые губы — острота ума, оскаленный в улыбке рот — глупость или хитрость, глаза навыкате — коварство. Особое значение придается цвету: белое лицо может принадлежать только благородному герою, черное — отважному воину, зеленое — трусу и завистнику, красное — злодею.
Из древнего кукольного представления ваянг-кулита вырос прекрасный, существующий и сегодня театр. Не лишнее, ли это свидетельство утверждения литературоведа Александра Ивановича Белецкого о том, что «магическое начало, лежащее в основании первобытной религии, вызвало к жизни и первобытное искусство».
7 ноября 2003г. кукольный театр теней Ваянг Кулинг был признан шедевром устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.