Одним из важных обычаев КАВКАЗСКОГО в том числе и Адыгского народа является гостеприимство. Застольный этикет в полной мере отражал церемониальный характер обычая. Каждый момент за гостевым столом был тщательно регламентирован, каждому присутствующему отведена особая роль. При этом учитывались малейшие детали, характеризующие гостя и хозяина их возраст, социальное положение, степень знакомства и т. д. В соответствии с этим принимали те или иные формы все элементы гостевого застолья от ритуального омовения рук перед трапезой и места занимаемого каждым участником. Приведем несколько примеров, свидетельствующих о церемониальном характере застольного этикета. Обязательное мытье рук, перед началом и по окончании трапезы, часто выливалось в длительное, но, разумеется, вполне дружелюбные препирательства о том, кто первым должен совершить данную процедуру. Гость и хозяин наперебой старались уступить это право друг другу. Часто ситуация недвусмысленно указывала, кому следует первым вымыть руки. Если, допустим, гость был молод, а хозяин стар, то последний в силу старшинства и должен был вымыть руки первым. Прежде всего, обычай гостеприимства давал возможность населению Кавказа беспрепятственно путешествовать по краю, не заботясь о месте для ночлега, о пище для себя и корма для своего коня. Общественное мнение всегда считало хлебосольство одной из главных человеческих добродетелей. Поэтому прослыть человеком, к каждому часто наезжают гости, значило заслужить почет и уважение односельчан. Человек, который гостил в каком-нибудь кавказском доме, в полной мере может почувствовать на себе заботу и внимание, оказываемые ему хозяевами. Там, где начинал действовать обычай гостеприимства, переставал действовать обычай кровной мести; и наоборот, когда переставал действовать обычай гостеприимства, кровомщение вновь вступало в свои права. Такое соотношение двух норм обычного права сложилось, вероятно, еще в древности и объяснялось более значимыми социальными функциями гостеприимства по сравнению с кровной местью. Другой важной функцией обычая гостеприимства была своеобразная межличностная передача информации. По существу единственным источником информации на дореволюционном Кавказе был гость, который по прибытии сообщал массу интересного о виденном и слышанном, о жизни в других местах Кавказа и т. д. Старинный обычай в новых условиях не угас, хотя, претерпел существенные изменения. Прежде всего это выразилось в том, что исчезла социальная база обычая, что делало его столь значимым в дореволюционном быту. Ныне путешественникам по Кавказу не нужно искать ночлега в незнакомых местах: к их услугам гостиницы, дома приезжих, турбазы и т. д. Современные средства массовой информации оперативно доносят новости до жителей самых высокогорных сел. Рассказ гостя по-прежнему может интересовать хозяев, но он не является единственным, уникальным источником информации о событиях внешнего мира. Обычай гостеприимства исчез в качестве социального института, но остались морально- этические установки, основанные на существовавший когда-то социально- бытовой норме. Поэтому гостеприимство, как и крайне желательный элемент межличностного общения продолжает удерживаться как в быту, так и в психологии ингушей. Есть еще один момент, который играет в данном случае немаловажную роль. Многими представителями народов Кавказа гостеприимство оценивается как исконная национальная традиция. Оказывая кому-нибудь гостеприимство, особенно представителю другого этноса, кавказцы как бы демонстрируют неотъемлемую черту своей национальной культуры. Гостем может быть любой человек, вне зависимости от национальности и вероисповедания, нарушение обычая гостеприимства влекло и влечет за собой суровое порицание. Несмотря на все бедствия и политические перевороты, институт гостеприимства не ослабел и ныне. Эти благородные обычаи оставались неизменными, несмотря на бедствия и трудности, которые выпали на долю последующих поколений.
В соответствии с этим принимали те или иные формы все элементы гостевого застолья от ритуального омовения рук перед трапезой и места занимаемого каждым участником.
Приведем несколько примеров, свидетельствующих о церемониальном характере застольного этикета.
Обязательное мытье рук, перед началом и по окончании трапезы, часто выливалось в длительное, но, разумеется, вполне дружелюбные препирательства о том, кто первым должен совершить данную процедуру. Гость и хозяин наперебой старались уступить это право друг другу. Часто ситуация недвусмысленно указывала, кому следует первым вымыть руки. Если, допустим, гость был молод, а хозяин стар, то последний в силу старшинства и должен был вымыть руки первым.
Прежде всего, обычай гостеприимства давал возможность населению Кавказа беспрепятственно путешествовать по краю, не заботясь о месте для ночлега, о пище для себя и корма для своего коня. Общественное мнение всегда считало хлебосольство одной из главных человеческих добродетелей. Поэтому прослыть человеком, к каждому часто наезжают гости, значило заслужить почет и уважение односельчан. Человек, который гостил в каком-нибудь кавказском доме, в полной мере может почувствовать на себе заботу и внимание, оказываемые ему хозяевами. Там, где начинал действовать обычай гостеприимства, переставал действовать обычай кровной мести; и наоборот, когда переставал действовать обычай гостеприимства, кровомщение вновь вступало в свои права. Такое соотношение двух норм обычного права сложилось, вероятно, еще в древности и объяснялось более значимыми социальными функциями гостеприимства по сравнению с кровной местью. Другой важной функцией обычая гостеприимства была своеобразная межличностная передача информации. По существу единственным источником информации на дореволюционном Кавказе был гость, который по прибытии сообщал массу интересного о виденном и слышанном, о жизни в других местах Кавказа и т. д. Старинный обычай в новых условиях не угас, хотя, претерпел существенные изменения. Прежде всего это выразилось в том, что исчезла социальная база обычая, что делало его столь значимым в дореволюционном быту.
Ныне путешественникам по Кавказу не нужно искать ночлега в незнакомых местах: к их услугам гостиницы, дома приезжих, турбазы и т. д. Современные средства массовой информации оперативно доносят новости до жителей самых высокогорных сел. Рассказ гостя по-прежнему может интересовать хозяев, но он не является единственным, уникальным источником информации о событиях внешнего мира.
Обычай гостеприимства исчез в качестве социального института, но остались морально- этические установки, основанные на существовавший когда-то социально- бытовой норме.
Поэтому гостеприимство, как и крайне желательный элемент межличностного общения продолжает удерживаться как в быту, так и в психологии ингушей.
Есть еще один момент, который играет в данном случае немаловажную роль. Многими представителями народов Кавказа гостеприимство оценивается как исконная национальная традиция. Оказывая кому-нибудь гостеприимство, особенно представителю другого этноса, кавказцы как бы демонстрируют неотъемлемую черту своей национальной культуры.
Гостем может быть любой человек, вне зависимости от национальности и вероисповедания, нарушение обычая гостеприимства влекло и влечет за собой суровое порицание. Несмотря на все бедствия и политические перевороты, институт гостеприимства не ослабел и ныне.
Эти благородные обычаи оставались неизменными, несмотря на бедствия и трудности, которые выпали на долю последующих поколений.