Самым устойчивым пластом любого цивилизационного менталитета выступают традиции, присущие тем исходным социальным ячейкам, из которых состоят общества. Именно постоянно осуществляющееся низовое самовоспроизводство данных ячеек с их установками лежит в основе той или иной народной социально-политической культуры с ее особой идентичностью.Духовные ценности сохранялись народами и передавались из поколения в поколение. В формировании менталитета северокавказских народов большую роль сыграли такие традиционные общественные институты, как аталычество, наездничество, сословно-представительское собрание (хаса), гостеприимство, куначество, покровительство, братство, абречество, кровная месть, усыновление и т. д. Все эти традиционные общественные институты находились в тесной диалектической взаимосвязи; через них регулировались взаимоотношения между людьми, сословиями и этносами.Природа, климат, ландшафт, общность исторической судьбы, исторические перипетии во многом определили основной пласт поведенческих стереотипов, присущих большинству народов Северного Кавказа. Существенным критерием оценки менталитета выступает специфика национального общения, которая проявилась в первую очередь в традиции гостеприимства.Гостеприимство — наиболее древний общественный институт, повлиявший на формирование горского менталитета народов Северного Кавказа, поведение и образ мышления. Этот институт у горцев Кавказа описан многими иностранными и отечественными путешественниками и учеными, а также нашими современниками: Дж. Беллом, Л.Я. Люлье, Ф.Ф. Торнау, И.Л. Бабич, Н.В. Волковой, В.К. Гардановым и др.В процессе исторического развития институт гостеприимства подвергся глубоким изменениям и под воздействием феодальных отношений приобрел новые формы и социальные функции. Гостеприимство и тесно связанные с ним куначество и патронат использовались привилегированными слоями населения в своих интересах. Однако несмотря на это традиция гостеприимства удивительно стойко сохраняла черты, связанные с дофеодальными порядками. Эту традицию соблюдали все слои населения. Интересно описал гостеприимство у дагестанских горцев А.Т. Васильев: «Гостеприимство у кази-кумухцев, как у всех вообще горцев, развито в сильной степени. При входе постороннего лица в комнату хозяин и члены семьи встают. За ним все время ухаживают, угощают изысканными кушаньями и стелют лучшие пуховики»[1].Одной из особенностей горского гостеприимства вообще и адыгского (черкесского) в частности является то, что оно носило сакральный характер. «Гость есть святыня в Черкессии, и гостеприимство есть неотъемлемая принадлежность черкесов», — писал Хан-Гирей[2]. Сакральный характер гостеприимства неоднократно подчеркивали и другие авторы. «Гостеприимство — добродетель, свято чтимая у древних, сохранилась и поныне на Кавказе, а в особенности у черкесов (адигэ)», — писал Л.Я. Люлье[3]. О гостеприимстве у татов И. Анисимов пишет: «Уважение и внимание к гостю — черта, общая всем горским племенам, — считается у евреев-горцев священной обязанностью. Каждый хозяин принимает с искренним радушием всякого странника, оказывает ему всевозможные услуги, дает деньги, если тот сильно нуждается в них, и отвечает за него собственной головой, пока он считается его гостем и находится с ним под одной кровлей»[4]. Поэтому в фольклоре адыгов, чеченцев, ингушей, ногайцев есть пословицы, которые означают одно и то же: «Гость —