Художественная культура — это самый яркий вид культуры, являющийся наиболее устойчивым ее компонентом, сохраняющим в образно-символической форме культурные ценности, созданные людьми разных исторических эпох. Художественная культура включает художественные идеалы и ценности, имеющие эстетическую природу. Для эстетической деятельности и эстетической оценки характерно то, что в их основе лежит представление о прекрасном. Хотя есть такие художественные ценности, эстетическая ценность которых имеет непреходящий характер. К ним относятся шедевры мирового искусства — Венера Милосская, Монна Лиза, поэзия А.Пушкина и проза О. де Бальзака, и многое другое. Категория прекрасного, будучи включенной в творческую деятельность, неизбежно приводит к использованию и других эстетических категорий: возвышенного, низменного, комического, трагического и др.
Чаще всего понятие «художественная культура» отождествляется с понятием «искусство», хотя между ними существуют некоторые различия. Анализ художественной культуры как сложного системного образования позволяет выяснить общие черты и различия между однопо- рядковыми, но не однозначными феноменами — художественной культурой и искусством. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в художественной культуре выделяют две большие подсистемы.
Первая подсистема — это искусство как особый род творческой деятельности и результаты этой деятельности в преобразовании мира по законам красоты.
В искусстве принято выделять прикладное искусство или дизайн, в структуре которого представлено более 100 видов — кулинария, косметика, парикмахерское искусство, флористика и пр., а также собственно искусство («чистое» искусство), в котором традиционно выделяют 7 видов — архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец, театр, кинематограф.
Результатами творческой деятельности в сфере «чистого» искусства является создание художественно-образной системы. Художественный образ — суть искусства. Он присущ всем его видам и жанрам. Художественный образ представляет собой образ человека и мира, переработанный в сознании художника (скульптора, музыканта, актера и т.д.) и выраженный им в красках, формах, звуках. В художественном образе обязательно отражается мироощущение и мировоззрение автора.
Искусство — это творчество, инновационная деятельность, поиск новой художественной формы. одна из самых острых проблем существования искусства - ощущение исчерпанности формы, боязнь повторения того, что уже было сделано в искусстве. Бытие искусства — это и процесс, и результат творческого освоения мира. Важнейшим понятием в искусстве является категория прекрасного, которая задает систему координат, относительно которой выстраиваются и другие эстетические категории. Каждая культурная эпоха формирует свой идеал прекрасного. Важнейшими факторами, которые, как правило, влияют на это формирование, являются: природные условия - изначальное представление о биологической целесообразности, о природной гармонии; - художественные традиции данного исторического типа культуры; - национальное представление об идеале прекрасного; - социально-классовое понятие прекрасного; - субъективное видение творческой личности, Вторая подсистема художественной культуры включает образовательные учреждения, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям,.В современной культурной ситуации особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей приобретают средства: телевещание, Интернет. Благодаря современным изобретениям возникла практически неограниченная возможность приобщения к художественным ценностям и достижениям человеческой культуры. Художественная культура развивается по своей логике, в которой взаимодействие традиций и новаций приобретает причудливые формы, на которые совершенно по-разному влияют одни и те же условия, преломляясь в индивидуальном восприятии художника-творца.Искусство и его произведения оказывают и обратное влияние на общественную жизнь. начиная от влияния на модный костюм и тип социального поведения и заканчивая влиянием на политические умонастроения эпохи художественное творчество любого автора протекает в ситуации определенной обусловленности форм его творчества. Эта обусловленность существует в культуре еще до самого процесса творчества и до рождения самого автора. К числу таких явлений относится понятие «стиль». Это конструктивный принцип, который существует в определенном историческом типе культуры, в каждой национальной культуре и проявляется в творчестве каждого отдельного автора. стиль может сохраняться,когда исчезают установки конкретной культурной эпохи.
Чаще всего понятие «художественная культура» отождествляется с понятием «искусство», хотя между ними существуют некоторые различия. Анализ художественной культуры как сложного системного образования позволяет выяснить общие черты и различия между однопо- рядковыми, но не однозначными феноменами — художественной культурой и искусством. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в художественной культуре выделяют две большие подсистемы.
Первая подсистема — это искусство как особый род творческой деятельности и результаты этой деятельности в преобразовании мира по законам красоты.
В искусстве принято выделять прикладное искусство или дизайн, в структуре которого представлено более 100 видов — кулинария, косметика, парикмахерское искусство, флористика и пр., а также собственно искусство («чистое» искусство), в котором традиционно выделяют 7 видов — архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец, театр, кинематограф.
Результатами творческой деятельности в сфере «чистого» искусства является создание художественно-образной системы. Художественный образ — суть искусства. Он присущ всем его видам и жанрам. Художественный образ представляет собой образ человека и мира, переработанный в сознании художника (скульптора, музыканта, актера и т.д.) и выраженный им в красках, формах, звуках. В художественном образе обязательно отражается мироощущение и мировоззрение автора.
Искусство — это творчество, инновационная деятельность, поиск новой художественной формы. одна из самых острых проблем существования искусства - ощущение исчерпанности формы, боязнь повторения того, что уже было сделано в искусстве. Бытие искусства — это и процесс, и результат творческого освоения мира. Важнейшим понятием в искусстве является категория прекрасного, которая задает систему координат, относительно которой выстраиваются и другие эстетические категории. Каждая культурная эпоха формирует свой идеал прекрасного. Важнейшими факторами, которые, как правило, влияют на это формирование, являются:
природные условия
- изначальное представление о биологической целесообразности, о природной гармонии;
- художественные традиции данного исторического типа культуры;
- национальное представление об идеале прекрасного;
- социально-классовое понятие прекрасного;
- субъективное видение творческой личности,
Вторая подсистема художественной культуры включает образовательные учреждения, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям,.В современной культурной ситуации особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей приобретают средства: телевещание, Интернет. Благодаря современным изобретениям возникла практически неограниченная возможность приобщения к художественным ценностям и достижениям человеческой культуры.
Художественная культура развивается по своей логике, в которой взаимодействие традиций и новаций приобретает причудливые формы, на которые совершенно по-разному влияют одни и те же условия, преломляясь в индивидуальном восприятии художника-творца.Искусство и его произведения оказывают и обратное влияние на общественную жизнь. начиная от влияния на модный костюм и тип социального поведения и заканчивая влиянием на политические умонастроения эпохи
художественное творчество любого автора протекает в ситуации определенной обусловленности форм его творчества. Эта обусловленность существует в культуре еще до самого процесса творчества и до рождения самого автора. К числу таких явлений относится понятие «стиль». Это конструктивный принцип, который существует в определенном историческом типе культуры, в каждой национальной культуре и проявляется в творчестве каждого отдельного автора.
стиль может сохраняться,когда исчезают установки конкретной культурной эпохи.