Мужской национальный костюм, в основном был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя.Верхняя национальная одежда мужчины состояла из «уст кейнейи» (рубахи) или чепкена, архалыга, габы, чухи (плечевой одежды). Архалыг был однобортный или двухбортный. Его шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.Габа – верхняя мужская плечевая одежда, которую шили из тирьмы.Чуха – верхняя мужская плечевая одежда, которая обычно отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили ее из сукна, тирьмы и домотканой ткани.Кюрк – шуба из овечьего меха внутри, без застежки, с воротником, украшенная вышивками. У мужчин в Азербайджане папаха считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Как враждебный выпад против хозяина расценивалась кража его папахи. Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь сбив с его головы его папаху. По папахе и ее форме можно было определить социальное положение ее носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения (дестемаза) перед намазом. Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора.Папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол) считались основным головным убором у мужчин. Существовали их различные формы и локальные наименования. В коллекциях ГМЭ в Санкт-Петербурге, по описанию Э.Торчинской, хранятся 4 типа азербайджанских папах: Яппа папаг (или «гара папаг» - «чёрная папаха») - была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Различались они и по цвету - «гызыл папах» (золотая) и «гюмюш папаг» (серебристая).
Мотал папах (или «чобан папахы» - «пастушья папаха») - изготовлялась из длинноворсового овечьего меха, имела форму конуса. Мотал папах в основном носили бедные слои сельского населения.
Щищ папахы (или «бей папахы» - «папаха бека») - изготовлялась конусообразным или остроконечным. По названию материала, из которого их шили, они носили общее название - бухара папах, мех для которых привозили из Бухары. Носили их только представители бекского сословия, а также зажиточные люди. Такие папахи были характерны и для городской знати.
Дагга (тагга) папах - была распространена в Нухинском уезде. Верх её шился из бархата.
Вот как описывает изготовление папахи один из авторов конца XIX в.:
«Сперва шкуре шитьем дается форма папаха, потом выворачивают его и расстилают на его голой стороне вату, или кальку, чтобы сделать папаху мягким. Сверх ваты или кальки кладут лист сахарной бумаги; от этого папах сохраняет приданную ему форму; конечно, сахарный лист обрезывается по форме и величине папаха. Потом сверх сахарного листа, подшивают подкладку из какой-нибудь материи и выворачивают папаху на волосистую сторону. Готовый папах слегка околачивают в течение 4-5 минут палкой, взбрызгивая его водой; держат папах в это время на левой руке, надев на нее. Потом часов на 5-6, папах надевается на болван. Этим и заканчивается изготовление папаха.» Башлык - состоял из капюшона и длинных закругленных концов, обматывавшихся вокруг шеи. Зимой надевали башлык из сукна и шерсти. В Ширване особо ценились башлыки из верблюжьей шерсти, подкладку которой шили из цветной шелковой материи, т.к. когда ушки башлыка забрасывались за плечи, видна была подкладка. Обычно башлык сопутствовал япынджы.Арахчын одевали под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Она была типичным традиционным головным убором азербайджанцев, широко распространенными еще в средние века.Эммаме - (вид чалмы) бытовал среди духовных лиц (мулла, сеид, шейх и др.). В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки - «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги - «чарых».
Архалыг был однобортный или двухбортный. Его шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.Габа – верхняя мужская плечевая одежда, которую шили из тирьмы.Чуха – верхняя мужская плечевая одежда, которая обычно отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили ее из сукна, тирьмы и домотканой ткани.Кюрк – шуба из овечьего меха внутри, без застежки, с воротником, украшенная вышивками. У мужчин в Азербайджане папаха считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Как враждебный выпад против хозяина расценивалась кража его папахи. Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь сбив с его головы его папаху. По папахе и ее форме можно было определить социальное положение ее носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения (дестемаза) перед намазом. Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора.Папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол) считались основным головным убором у мужчин. Существовали их различные формы и локальные наименования. В коллекциях ГМЭ в Санкт-Петербурге, по описанию Э.Торчинской, хранятся 4 типа азербайджанских папах:
Яппа папаг (или «гара папаг» - «чёрная папаха») - была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Различались они и по цвету - «гызыл папах» (золотая) и «гюмюш папаг» (серебристая).
Мотал папах (или «чобан папахы» - «пастушья папаха») - изготовлялась из длинноворсового овечьего меха, имела форму конуса. Мотал папах в основном носили бедные слои сельского населения.
Щищ папахы (или «бей папахы» - «папаха бека») - изготовлялась конусообразным или остроконечным. По названию материала, из которого их шили, они носили общее название - бухара папах, мех для которых привозили из Бухары. Носили их только представители бекского сословия, а также зажиточные люди. Такие папахи были характерны и для городской знати.
Дагга (тагга) папах - была распространена в Нухинском уезде. Верх её шился из бархата.
Вот как описывает изготовление папахи один из авторов конца XIX в.:
«Сперва шкуре шитьем дается форма папаха, потом выворачивают его и расстилают на его голой стороне вату, или кальку, чтобы сделать папаху мягким. Сверх ваты или кальки кладут лист сахарной бумаги; от этого папах сохраняет приданную ему форму; конечно, сахарный лист обрезывается по форме и величине папаха. Потом сверх сахарного листа, подшивают подкладку из какой-нибудь материи и выворачивают папаху на волосистую сторону. Готовый папах слегка околачивают в течение 4-5 минут палкой, взбрызгивая его водой; держат папах в это время на левой руке, надев на нее. Потом часов на 5-6, папах надевается на болван. Этим и заканчивается изготовление папаха.»
Башлык - состоял из капюшона и длинных закругленных концов, обматывавшихся вокруг шеи. Зимой надевали башлык из сукна и шерсти. В Ширване особо ценились башлыки из верблюжьей шерсти, подкладку которой шили из цветной шелковой материи, т.к. когда ушки башлыка забрасывались за плечи, видна была подкладка. Обычно башлык сопутствовал япынджы.Арахчын одевали под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Она была типичным традиционным головным убором азербайджанцев, широко распространенными еще в средние века.Эммаме - (вид чалмы) бытовал среди духовных лиц (мулла, сеид, шейх и др.). В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки - «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги - «чарых».