Помещик жалуется крестьянам на изменения, которые произошли в помещичьей жизни:
Порвалась цепь великая — /Теперь не бьем крестьянина...
Невесело /Глядеть, как изменилося /Лицо твое, несчастная /Родная сторона! /Сословье благородное /Как будто все попряталось, /Повымерло!
Разобран по кирпичику / Красивый дом помещичий, \ И аккуратно сложены \В колонны кирпичи! \Обширный сад помещичий, \Столетьями взлелеянный, \Под топором крестьянина \ Весь лег, — мужик любуется, \ Как много вышло дров!
Поля — недоработаны, \Посевы — недосеяны, \Порядку нет следа!
Усадьбы переводятся, \Взамен их распложаются \Питейные дома!.. /Поят народ распущенный.
Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.
Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями. Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой. Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».
Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню». Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот). При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.
Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают. Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля - недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!». Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить...»
Помещик жалуется крестьянам на изменения, которые произошли в помещичьей жизни:
Порвалась цепь великая — /Теперь не бьем крестьянина...
Невесело /Глядеть, как изменилося /Лицо твое, несчастная /Родная сторона! /Сословье благородное /Как будто все попряталось, /Повымерло!
Разобран по кирпичику / Красивый дом помещичий, \ И аккуратно сложены \В колонны кирпичи! \Обширный сад помещичий, \Столетьями взлелеянный, \Под топором крестьянина \ Весь лег, — мужик любуется, \ Как много вышло дров!
Поля — недоработаны, \Посевы — недосеяны, \Порядку нет следа!
Усадьбы переводятся, \Взамен их распложаются \Питейные дома!.. /Поят народ распущенный.
Сословья благородные \У нас труду не учатся.
Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.
Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями. Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой. Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».
Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню». Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот). При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.
Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают. Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля - недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!». Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить...»
Объяснение: