–завтра первое сентября, – сказала мама. – и вот наступила осень, и ты пойдешь уже во второй класс. ох, как летит – и по этому случаю, – подхватил папа, – мы сейчас «зарежем» арбуз! и он взял ножик и взрезал арбуз. когда он резал, был слышен такой полный, приятный, зеленый треск, что у меня прямо спина похолодела от предчувствия, как я буду есть этот арбуз. и я уже раскрыл рот, чтобы вцепиться в розовый арбузный ломоть, но тут дверь распахнулась, и в комнату вошел павля. мы все страшно обрадовались, потому что он давно уже не был у нас и мы по нем соскучились. – ого, кто пришел! – сказал папа. – сам павля. сам павля-бородавля! – садись с нами, павлик, арбуз есть, – сказала мама, – дениска, подвинься. я сказал: – ! – и дал ему место рядом с собой. – ! – сказал он и сел. и мы начали есть и долго ели и молчали. нам неохота было разговаривать. а о чем тут разговаривать, когда во рту такая вкуснотища! и когда павле дали третий кусок, он сказал: – ах, люблю я арбуз. даже . мне бабушка никогда не дает его вволю поесть. – а почему? – спросила мама. – она говорит, что после арбуза у меня получается не сон, а сплошная беготня. – правда, – сказал папа. – вот поэтому-то мы и едим арбуз с утра пораньше. к вечеру его действие кончается, и можно спокойно спать. ешь давай, не бойся. – я не боюсь, – сказал павля. и мы все опять занялись делом и опять долго молчали. и когда мама стала убирать корки, папа сказал: – а ты чего, павля, так давно не был у нас? – да, – сказал я. – где ты пропадал? что ты делал? и тут павля напыжился, покраснел, поглядел по сторонам и вдруг небрежно так обронил, словно нехотя: – что делал, что изучал, вот что делал. я прямо опешил. я сразу понял, что я все лето зря прочепушил. с ежами возился, в лапту играл, пустяками занимался. а вот павля, он времени не терял, нет, шалишь, он работал над собой, он повышал свой уровень образования. он изучал язык и теперь небось сможет переписываться с пионерами и читать книжки! я сразу почувствовал, что умираю от зависти, а тут еще мама добавила: – вот, дениска, учись. это тебе не лапта! – молодец, – сказал папа. – уважаю! павля прямо засиял. – к нам в гости приехал студент, сева. так вот он со мной каждый день занимается. вот уже целых два месяца. прямо замучил совсем. – а что, трудный язык? – спросил я. – с ума сойти, – вздохнул павля. – еще бы не трудный, – вмешался папа. – там у них сам черт ногу сломит. уж сложное правописание. пишется ливерпуль, а произносится манчестер. – ну да! – сказал я. – верно, павля? – прямо беда, – сказал павля. – я совсем измучился от этих занятий, похудел на двести граммов. – так что ж ты не пользуешься своими знаниями, павлик? – сказала мама. – ты почему, когда вошел, не сказал нам по- «здрасте»? – я «здрасте» еще не проходил, – сказал павля. – ну вот ты арбуз поел, почему не сказал «»? – я сказал, – сказал павля. – ну да, по--то ты сказал, а по-? – мы до «» еще не дошли, – сказал павля. – трудное пропо-ви-сание. тогда я сказал: – павля, а научи-ка меня, как по- «раз, два, три». – я этого еще не изучил, – сказал павля. – а что же ты изучил? – закричал я. – за два месяца ты все-таки хоть что-нибудь-то изучил? – я изучил, как по- «петя», – сказал павля. – ну, как? – «пит»! – торжествующе объявил павля. – по- «петя» будет «пит». – он радостно засмеялся и добавил: – вот завтра приду в класс и скажу петьке горбушкину: «пит, а пит, дай ластик! » небось рот разинет, ничего не поймет. вот потеха-то будет! верно, денис? – верно, – сказал я. – ну, а что ты еще знаешь по-? – пока все, – сказал павля. найти ключевые