Лавным объектом творчества Л. Н. Толстого был человек, его личность. Для Толстого человек – часть Вселенной. Писателю занятно то, какой путь проходит личность человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя.
Не случайно, вспоминая творения Толстого, мы вспоминаем и термин, в первый раз введенный в литературоведческий обиход Н. Г. Чернышевским, – “диалектика души”.
Н. Г. Чернышевский писал: “Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; второго – влияние общественных отношений и столкновений на характеры; третьего – связь чувств с действиями: Графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души:”
Остановимся подробнее на том, как показан тот самый процесс в бессмертном роман-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”.
Главной проблемой, которую ставит в этом произведении писатель, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы – герои ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерны неуспокоенность души, стремление быть полезным, нужным, любимым.
Проанализируем личность самого близкого автору героя – Пьера Безв-Хова.
Подобно Андрею Болконскому, Пьер –
честный, высокообразованный дворянин. Но если Андрей – рационалист в него рассудок преобладает над чувствами, то Безухов – натура непосредственная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки вон совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женит на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всемы признаваемая ложь светского общества, и вон понимает необходимость борьбы.
В тот самый критический момент Безухов попадает у руки масона Баздеева. Этот “проповедник” ловко расставляет перед доверчивым графом сеты религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному усовершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение в равенстве, братстве и любви, и это ему направят свои силы на благоустройство крепостных. Вон собирался освободить крестьян, учредить больницы, приюты, школы.
Война 1812 года заставляет Пьера снова горячо взяться за дело, но его страстный призыв Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Вон снова терпит неудачу. Однако, охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои финансы снаряжает тысячу ополченцев, и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона: “Или погибнут, или прекратить несчастья всеи Европы”, исходившие, по мнению Пьера, вот одного Наполеона
Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Вон понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова солдата: “Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят”. Вид оживленных и потных мужиков-ополченцев, с громким говором и хохотом работающих на поле, “подействовал на Пьера сильнее всего того, что вон видел и слышал к сим порам в торжественности и значительности настоящей минуты”. Еще более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей народной массы. Вот Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с им “обретает то спокойствие и довольство собой”, к которым вон тщетно стремился преждет
Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта абристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: “Чтобы существовать честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросить, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и останутся. А спокойствие – душевная подлость”.
Неспокойны душевно и другие герои романа Толстого: Андрей Болконский, который достигает гармонии с самым собой только на Бородинском поле
; Наташа, когда становится женой и матерью; Николай, сделав карьеру военного.
Показал судьбы героев, Толстой подтвердил свою мысль: “Человек есть все: все возможности, есть текучее вещество”. Толстой сумел осуществить главную задачу – уловит и показать момент текучести жизни.
Не случайно, вспоминая творения Толстого, мы вспоминаем и термин, в первый раз введенный в литературоведческий обиход Н. Г. Чернышевским, – “диалектика души”.
Н. Г. Чернышевский писал: “Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; второго – влияние общественных отношений и столкновений на характеры; третьего – связь чувств с действиями: Графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души:”
Остановимся подробнее на том, как показан тот самый процесс в бессмертном роман-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”.
Главной проблемой, которую ставит в этом произведении писатель, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы – герои ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерны неуспокоенность души, стремление быть полезным, нужным, любимым.
Проанализируем личность самого близкого автору героя – Пьера Безв-Хова.
Подобно Андрею Болконскому, Пьер –
честный, высокообразованный дворянин. Но если Андрей – рационалист в него рассудок преобладает над чувствами, то Безухов – натура непосредственная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки вон совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женит на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всемы признаваемая ложь светского общества, и вон понимает необходимость борьбы.В тот самый критический момент Безухов попадает у руки масона Баздеева. Этот “проповедник” ловко расставляет перед доверчивым графом сеты религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному усовершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение в равенстве, братстве и любви, и это ему направят свои силы на благоустройство крепостных. Вон собирался освободить крестьян, учредить больницы, приюты, школы.
Война 1812 года заставляет Пьера снова горячо взяться за дело, но его страстный призыв Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Вон снова терпит неудачу. Однако, охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои финансы снаряжает тысячу ополченцев, и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона: “Или погибнут, или прекратить несчастья всеи Европы”, исходившие, по мнению Пьера, вот одного Наполеона
Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Вон понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова солдата: “Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят”. Вид оживленных и потных мужиков-ополченцев, с громким говором и хохотом работающих на поле, “подействовал на Пьера сильнее всего того, что вон видел и слышал к сим порам в торжественности и значительности настоящей минуты”. Еще более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей народной массы. Вот Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с им “обретает то спокойствие и довольство собой”, к которым вон тщетно стремился преждет
Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта абристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: “Чтобы существовать честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросить, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и останутся. А спокойствие – душевная подлость”.
Неспокойны душевно и другие герои романа Толстого: Андрей Болконский, который достигает гармонии с самым собой только на Бородинском поле
; Наташа, когда становится женой и матерью; Николай, сделав карьеру военного.
Показал судьбы героев, Толстой подтвердил свою мысль: “Человек есть все: все возможности, есть текучее вещество”. Толстой сумел осуществить главную задачу – уловит и показать момент текучести жизни.