ЗАДАНИЯ К ФРАГМЕНТУ № 2 РОМАНА М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»
Утром на следующий день он подошел к Дону против хутора Татарского. Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения. Потом снял винтовку и подсумок, достал из него шитвянку, конопляные хлопья, пузырек с ружейным маслом, зачем-то пересчитал патроны. Их было двенадцать обойм и двадцать шесть штук россыпью.
У крутояра лед отошел от берега. Прозрачно-зеленая вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев. Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели.

Ниже хутора он перешел Дон по синему, изъеденному ростепелью, мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Еще издали он увидел на спуске к пристани Мишатку и еле удержался, чтобы не побежать к нему.

Мишатка обламывал свисавшие с камня ледяные сосульки, бросал их и внимательно смотрел, как голубые осколки катятся вниз, под гору.

Григорий подошел к спуску, задыхаясь, хрипло окликнул сына:

— Мишенька!.. Сынок!

Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца...

Все ласковые и нежные слова, которые по ночам шептал Григорий, вспоминая там, в дубраве, своих детей, сейчас вылетели у него из памяти. Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово:

— Сынок... сынок...

Потом Григорий взял на руки сына. Сухими, исступленно горящими глазами жадно всматриваясь в его лицо, с Как же вы тут?.. Тетка, Полюшка — живые-здоровые? По-прежнему не глядя на отца, Мишатка тихо ответил:

— Тетка Дуня здоровая, Полюшка померла осенью... От глотошной. А дядя Михаил на службе...

Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына...

Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром.

(М. А. Шолохов «Тихий Дон»)

3.1. Многогранная картина мира, изображение исторических событий и повседневности, судеб отдельных личностей и судьбы страны позволяет определить жанр «Тихого Дона» как поэму, эпопею, повесть?

3.2. Как называется разновидность описания природы в художественном произведении («У крутояра лед отошел от берега...»)?

3.3. Для создания национального колорита Шолохов использует диалектизмы. Выпишите 2 примера диалектизмов из второго абзаца (в именительном падеже).

3.4. Как называется прием противопоставления, с которого писатель передает глубину переживаний героя («холодные ручонки сына» — «исступленно горящие глаза»)?

3.5. Выпишите из последнего абзаца эпитет, подчеркивающий равнодушное величие природы.

Задание с развернутым ответом ограниченного объема (5—10 предложений)

3.6. Почему роман «Тихий Дон» начинается и заканчивается описанием дома Мелеховых и в каких произведениях русской классики показывается история семьи?

Задания с развернутым ответом (сочинение)

3.7. В чем проявляется гуманизм «жестокой прозы» М.А. Шолохова? (По роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

3.8. Почему автор отказывается от героизации образа Андрея Соколова? (По повести М.А. Шолохова «Судьба человека».)

Lev1111111111 Lev1111111111    3   02.04.2020 10:53    273

Ответы
нрррлртптп нрррлртптп  11.01.2024 06:31
3.1. Чтобы определить жанр произведения "Тихий Дон" М.А. Шолохова, необходимо выяснить его основные особенности. В данном фрагменте мы видим, что происходят исторические события, повествуется о повседневности и судьбах отдельных персонажей. Кроме того, описывается многогранная картина мира и создается эпический нарратив. Роман "Тихий Дон" можно отнести к таким жанрам, как эпопея или повесть.

3.2. Описание природы в художественном произведении называется ландшафтным описанием. В данном фрагменте мы видим описание крутояра, где лед отошел от берега, и вода плескалась и обламывала иглистый ледок.

3.3. Чтобы передать национальный колорит, М.А. Шолохов использует диалектизмы. Примеры диалектизмов можно найти во втором абзаце. Например, "спуске" и "Мишатка" являются примерами диалектизмов в именительном падеже.

3.4. Прием противопоставления, с помощью которого передается глубина переживаний героя, называется контрастом. В данном случае, контрастом служат противопоставление "холодные ручонки сына" и "исступленно горящие глаза".

3.5. В последнем абзаце происходит описание природы с помощью эпитета, подчеркивающего равнодушное величие природы. Например, "сияющий под холодным солнцем мир" служит эпитетом, который подчеркивает равнодушное величие природы.

3.6. Роман "Тихий Дон" начинается и заканчивается описанием дома Мелеховых, чтобы показать, что семейный очаг является постоянной нитью, которая связывает историю и события в романе. В русской классике такая история семьи показывается, например, в произведениях Льва Толстого, таких как "Война и мир" или "Анна Каренина", где описываются судьбы нескольких поколений одной семьи.

3.7. Гуманизм "жестокой прозы" М.А. Шолохова проявляется в его романе "Тихий Дон". Автор показывает глубокое понимание и сострадание к героям, несмотря на их ошибки и трагические судьбы. Шолохов открывает перед нами сложность и противоречивость каждого человеческого существа, и это создает особую атмосферу гуманизма в его произведениях.

3.8. Автор отказывается от героизации образа Андрея Соколова в своей повести "Судьба человека". Соколов является обычным человеком, который сталкивается с невероятными трудностями и испытаниями в жизни. Шолохов показывает его как неподвижное колесо в механизме судьбы, чтобы передать идею о беспомощности и бессилии человека перед судьбой и историческими событиями. Вместо героизации, автор концентрируется на внутреннем мире героя и его моральных ценностях, что делает его образ более реалистичным и глубоким.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Литература