Задания 1. Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», выделите в нем слова и словосочетания, указывающие на скрытый смысл сказки. Объясните значение сказки в раскрытии проблемы повести.
«Слушай, – сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: «Скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете 300 лет, а я всего-на-все только 33 года? » – «Оттого, батюшка, – отвечал ему ворон, – что ты пьешь живую кровь,
а я питаюсь мертвечиной». Орел подумал: «Давай попробуем и мы питаться тем же». Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь, спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: «Нет, брат ворон: чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»
– Какова калмыцкая сказка?
– Затейлива, – отвечал я ему. – Но жить убийством и разбоем – значит, по мне, клевать мертвечину.
Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал».
2. Проанализируйте образ Савельича и представьте свою работу в виде схемы или ментальной карты, опираясь на следующие пункты:
• черты характера Савельича;
• чем можно объяснить покорность Савельича и его беззаветную преданность Гриневу?
• как ведет себя Савельич, когда Пугачев хочет повесить Гринева?
3. Рассмотрите иллюстрацию и определите, какой эпизод изображен на ней. Как представлены образы Гринева и Пугачева? Какие качества Пугачева проявляются в этом эпизоде? Удалось ли художнику передать идею автора?
Критерий оценивания № Дескриптор
задания
Обучающийся:
Критически осмысливает 1 выделяет в тексте слова, содержащие 1
содержание подтекст;
художественного
объясняет роль эпизода в развитии 1
произведения сюжета произведения;
объясняет связь эпизода с проблемой 1
произведения;
Анализирует образ героя 2 выделяет черты характера героя 1
художественного произведения;
произведения
объясняет причины поступков героя; 1
Представляет результаты составляет схему или ментальную 1
анализа в виде схемы или карту, раскрывающую образ героя
ментальной карты произведения;
3 определяет соответствующий 1
эпизод;
называет качества героев 1
произведения, представленные в
данном эпизоде;
объясняет, роль эпизода в развитии конфликта. 1
Всего 9