Максим Горький называл свою Старуху Изергиль одним из лучших произведений и действительно с этим есть много оснований согласиться по причине многогранности и глубины смыслов и великолепной структуре самого произведения.
следует начать именно со структуры, которая представляет собой геометрически точную композицию, создающую собой красивую гармонию. Перед нами три рассказа, которые идут последовательно, но восприятие всего произведения следует рассматривать в целостности.
Наиболее удобно читателю как бы вознестись мысленным взором над самим рассказом и посмотреть на созданную Горьким структуру. Две крайности (Ларра и Данко) по бокам и в центре фигура Старухи Изергиль. По сути, мы видим перед собой человека, который располагается между противоположностями или даже ангельским и бесовским началами.
Легенда о Ларре, которая хронологически идет первой и располагается как бы с одного бока, представляет нам полного гордости героя. Эта гордыня приводит Ларру к тяжелому греху, он погубил девушку, которая ему не отдалась, а после этого возрадовался собственному изгнанию и еще больше возгордился. Недаром Горький делает Ларру не совсем человеком, он помесь орла и человека, то есть нечто немного противоестественное.
Легенда о Данко завершает повествование и идет как бы с другого бока. Этот герой являет собой пример самоотдачи и альтруизма, он даже, несмотря на упреки и глупость людей, продолжает вести их к свету и в итоге отдает себя полностью ради того чтобы они вышли из лесной чащи (понятное дело, лесную чащу нужно рассматривать тут по большей части в символическом аспекте как изображение тьмы неведения, тотальных и пагубных заблуждений или чего-то подобного) а в итоге они только растоптали его сердце. Данко является идеальным примером высшей нравственности, которая только может существовать, он самый лучший из людей, но при этом отдает себя ради тех, кто, по сути, значительно хуже его – такова противоположность гордости.
Посередине располагается рассказ самой старухи и если по сторонам мы видим именно легенды и сказания, то в центре как бы настоящая история о настоящем человеке, которую Изергиль рассказывает про себя. В ней смешиваются две противоположности, с одной стороны, она горда и своевольна подобно Ларре и обращает внимание только на собственные чувства и свободу, с другой стороны, она проявляет альтруизм и идет на серьезные поступки ради любимых людей. Наверное, ключевой фразой в этой всей структуре являются слова старухи «каждый сам себе судьба».
Горький как бы говорит о нравственном выборе каждого человека, который сам создает собственную судьбу и всегда выбирает между ангелом и бесом, которые сидят по обе стороны от него. Когда-то он подражает горделивому Ларре и может обречь себя на ужасную судьбу отвергнутого скитальца и бесплотного духа, когда-то Данко, который обрекает себя на не менее печальную судьбу, но теперь ради высокого идеала. Структура произведения, по сути, является объемной метафорой человеческого существования.
Максим Горький называл свою Старуху Изергиль одним из лучших произведений и действительно с этим есть много оснований согласиться по причине многогранности и глубины смыслов и великолепной структуре самого произведения.
следует начать именно со структуры, которая представляет собой геометрически точную композицию, создающую собой красивую гармонию. Перед нами три рассказа, которые идут последовательно, но восприятие всего произведения следует рассматривать в целостности.
Наиболее удобно читателю как бы вознестись мысленным взором над самим рассказом и посмотреть на созданную Горьким структуру. Две крайности (Ларра и Данко) по бокам и в центре фигура Старухи Изергиль. По сути, мы видим перед собой человека, который располагается между противоположностями или даже ангельским и бесовским началами.
Легенда о Ларре, которая хронологически идет первой и располагается как бы с одного бока, представляет нам полного гордости героя. Эта гордыня приводит Ларру к тяжелому греху, он погубил девушку, которая ему не отдалась, а после этого возрадовался собственному изгнанию и еще больше возгордился. Недаром Горький делает Ларру не совсем человеком, он помесь орла и человека, то есть нечто немного противоестественное.
Легенда о Данко завершает повествование и идет как бы с другого бока. Этот герой являет собой пример самоотдачи и альтруизма, он даже, несмотря на упреки и глупость людей, продолжает вести их к свету и в итоге отдает себя полностью ради того чтобы они вышли из лесной чащи (понятное дело, лесную чащу нужно рассматривать тут по большей части в символическом аспекте как изображение тьмы неведения, тотальных и пагубных заблуждений или чего-то подобного) а в итоге они только растоптали его сердце. Данко является идеальным примером высшей нравственности, которая только может существовать, он самый лучший из людей, но при этом отдает себя ради тех, кто, по сути, значительно хуже его – такова противоположность гордости.
Посередине располагается рассказ самой старухи и если по сторонам мы видим именно легенды и сказания, то в центре как бы настоящая история о настоящем человеке, которую Изергиль рассказывает про себя. В ней смешиваются две противоположности, с одной стороны, она горда и своевольна подобно Ларре и обращает внимание только на собственные чувства и свободу, с другой стороны, она проявляет альтруизм и идет на серьезные поступки ради любимых людей. Наверное, ключевой фразой в этой всей структуре являются слова старухи «каждый сам себе судьба».
Горький как бы говорит о нравственном выборе каждого человека, который сам создает собственную судьбу и всегда выбирает между ангелом и бесом, которые сидят по обе стороны от него. Когда-то он подражает горделивому Ларре и может обречь себя на ужасную судьбу отвергнутого скитальца и бесплотного духа, когда-то Данко, который обрекает себя на не менее печальную судьбу, но теперь ради высокого идеала. Структура произведения, по сути, является объемной метафорой человеческого существования.
Объяснение: