Что значит на войне простой барабанщик, по сути мальчишка, которому всего 13 лет? Волею случая попал я в батальон Одесского пехотного полка. Я смышленый, поэтому быстро обучился отбивать дробь на барабане. Я не хвалюсь, но без нас - барабанщиков на войне никак не обойтись. Мы своей барабанной дробью передаем различные команды. На поле битвы очень шумно - грохот орудий, крики атакующих, ржание коней. Расслышать какие то команды практически невозможно, поэтому офицер отдает команды через нас - барабанщиков. Особым образом отбивая дробь мы передаем солдатам команды - двигаться вперед, остановиться, построиться, отступать, атаковать и другие.
Очень памятен мне бой за Шевардинский редут. Было это около полуночи на 25 августа 1812 года. Когда русские отходили от Шевардинского редута, французский маршал Мюрат, командующий всей французской конницей, безуспешно атаковавший редут днем, решил сорвать наш планомерный отход. Он двинул отряд в 4000 человек конницы, чтобы напасть на нас, отходящих и внести замешательство в наши ряды. Большая часть русской пехоты уже отошла к этому времени. Отходила и кирасирская дивизия, а позади нее, на значительном от нее удалении, последним отходил наш батальон Одесского пехотного полка в составе около 250 человек. Мы могли быть легко уничтожены конницей Мюрата прежде, чем к нам могли подоспеть кирасиры. Однако наш батальон применив военную хитрость. Узнав от разведки о движении французской конницы, батальон остановился. Мы, барабанщики забили "поход", а солдаты стали кричать "ура!". В это же время извещенные об опасности кирасиры повернули обратно и поскакали на нашему батальону. Бой барабанов, крики и конский топот внесли замешательство в ряды французов. Они запоздали с атакой, кирасиры подоспели вовремя, и замысел Мюрата не удался. Таким образом, мы, оборонявшие Шевардинский редут, выполнив свою задачу, организованно отошли к главным силам своей армии, воссоединились с ней, чтобы участвовать в Бородинском сражении.
О храбрости нашего брата, барабанщика молва разносится быстро. Кто, скажите, не слышал о барабанщике лейб-гвардии Гренадерского полка Филиппе Михайлове, который участвовал во всех сражениях Отечественной войны 1812 года и в Заграничных походах русской армии; дошел до самого Парижа. И здесь, во время одной из атак, оказался во главе прусского отряда. Он не переставал барабанить даже тогда, когда пуля попала ему в грудь. Прусские егеря подняли Михайлова и понесли его на двух ружьях вперед, а он продолжал выбивать призывную дробь, пока не умер… Восхищенный его подвигом, король Пруссии повелел запечатлеть этот момент на картине и сделать копии для всех воинских частей, чтобы солдаты знали — что такое настоящая храбрость!
А эта история долетела до нас от ребят Дениса Васильевича Давыдова. Ведя однажды разведку, Денис Давыдов встретил французского мальчика, барабанщика Винсента Бона. Партизаны его накормили, обогрели, им стало жалко бросать мальчишку, и они взяли его в свой отряд. И этот мальчик вместе с партизанами Давыдова дошел до Парижа, где и был сдан Давыдовым лично на руки родителям. Забавно, что через день папа мальчика явился к Денису Васильевичу Давыдову и потребовал, чтобы тот написал ему аттестат, где было бы указано, что Винсент Бон участвовал в войне с Наполеоном на стороне русских войск. На удивленный вопрос Давыдова: "Как же так, ведь он француз, вас не расстреляют за это?".Умный папа ответил, что на самом деле теперь могут расстрелять, как раз за обратное, поскольку Наполеон был свергнут.
Свою службу я закончил в Париже. 22 марта 1814 года наш полк расположился бивуаком в Венском лесу, блокируя крепость Венсен. После окончательного разгрома армии Наполеона наш полк принял участие в параде русских войск при Вертю 29 августа 1815 года. Так для меня и моего верного барабана закончилась эта война.
Волею случая попал я в батальон Одесского пехотного полка. Я смышленый, поэтому быстро обучился отбивать дробь на барабане. Я не хвалюсь, но без нас - барабанщиков на войне никак не обойтись. Мы своей барабанной дробью передаем различные команды. На поле битвы очень шумно - грохот орудий, крики атакующих, ржание коней. Расслышать какие то команды практически невозможно, поэтому офицер отдает команды через нас - барабанщиков. Особым образом отбивая дробь мы передаем солдатам команды - двигаться вперед, остановиться, построиться, отступать, атаковать и другие.
Очень памятен мне бой за Шевардинский редут. Было это около полуночи на 25 августа 1812 года. Когда русские отходили от Шевардинского редута, французский маршал Мюрат, командующий всей французской конницей, безуспешно атаковавший редут днем, решил сорвать наш планомерный отход. Он двинул отряд в 4000 человек конницы, чтобы напасть на нас, отходящих и внести замешательство в наши ряды. Большая часть русской пехоты уже отошла к этому времени. Отходила и кирасирская дивизия, а позади нее, на значительном от нее удалении, последним отходил наш батальон Одесского пехотного полка в составе около 250 человек. Мы могли быть легко уничтожены конницей Мюрата прежде, чем к нам могли подоспеть кирасиры.
Однако наш батальон применив военную хитрость.
Узнав от разведки о движении французской конницы, батальон остановился. Мы, барабанщики забили "поход", а солдаты стали кричать "ура!". В это же время извещенные об опасности кирасиры повернули обратно и поскакали на нашему батальону.
Бой барабанов, крики и конский топот внесли замешательство в ряды французов. Они запоздали с атакой, кирасиры подоспели вовремя, и замысел Мюрата не удался.
Таким образом, мы, оборонявшие Шевардинский редут, выполнив свою задачу, организованно отошли к главным силам своей армии, воссоединились с ней, чтобы участвовать в Бородинском сражении.
О храбрости нашего брата, барабанщика молва разносится быстро. Кто, скажите, не слышал о барабанщике лейб-гвардии Гренадерского полка Филиппе Михайлове, который участвовал во всех сражениях Отечественной войны 1812 года и в Заграничных походах русской армии; дошел до самого Парижа. И здесь, во время одной из атак, оказался во главе прусского отряда. Он не переставал барабанить даже тогда, когда пуля попала ему в грудь. Прусские егеря подняли Михайлова и понесли его на двух ружьях вперед, а он продолжал выбивать призывную дробь, пока не умер… Восхищенный его подвигом, король Пруссии повелел запечатлеть этот момент на картине и сделать копии для всех воинских частей, чтобы солдаты знали — что такое настоящая храбрость!
А эта история долетела до нас от ребят Дениса Васильевича Давыдова.
Ведя однажды разведку, Денис Давыдов встретил французского мальчика, барабанщика Винсента Бона. Партизаны его накормили, обогрели, им стало жалко бросать мальчишку, и они взяли его в свой отряд. И этот мальчик вместе с партизанами Давыдова дошел до Парижа, где и был сдан Давыдовым лично на руки родителям. Забавно, что через день папа мальчика явился к Денису Васильевичу Давыдову и потребовал, чтобы тот написал ему аттестат, где было бы указано, что Винсент Бон участвовал в войне с Наполеоном на стороне русских войск. На удивленный вопрос Давыдова: "Как же так, ведь он француз, вас не расстреляют за это?".Умный папа ответил, что на самом деле теперь могут расстрелять, как раз за обратное, поскольку Наполеон был свергнут.
Свою службу я закончил в Париже. 22 марта 1814 года наш полк расположился бивуаком в Венском лесу, блокируя крепость Венсен.
После окончательного разгрома армии Наполеона наш полк принял участие в параде русских войск при Вертю 29 августа 1815 года.
Так для меня и моего верного барабана закончилась эта война.