Я достал лист бумаги и прежде всего хотел приняться за расписание обязанностей и занятий на следующий год. Надо было разлиневать бумагу. Но так как линейки у меня не нашлось, я употребил для этого латинский лексикон. Кроме того, что, проведя пером вдоль лексикона и потом отодвинув его, оказалось, что вместо черты я сделал по бумаге продолговатую лужу чернил, – лексикон не хватал на всю бумагу, и черта загнулась по его мягкому углу. Я взял другую бумагу и, передвигая лексикон, разлиневал кое-как. Разделив свои обязанности на три рода: на обязанности к самому себе, к ближним и к богу, я начал писать первые, но их оказалось так много и столько родов и подразделений, что надо было прежде написать «Правила жизни», а потом уже приняться за расписание. Я взял шесть листов бумаги, сшил тетрадь и написал сверху: «Правила жизни». Эти два слова были написаны так криво и неровно, что я долго думал: не переписать ли? и долго мучился, глядя на разорванное расписание и это уродливое заглавие. Зачем все так прекрасно, ясно у меня в душе и так безобразно выходит на бумаге и вообще в жизни, когда я хочу применять к ней что-нибудь из того, что думаю?..
– Духовник приехали вниз правила слушать, – пришел доложить Николай.
Я спрятал тетрадь в стол, посмотрел в зеркало, причесал волосы кверху, что, по моему убеждению, дало мне задумчивый вид, и сошел в диванную, где уже стоял накрытый стол с образом и горевшими восковыми свечами. Папа в одно время со мною вошел из другой двери. Духовник, седой монах с строгим старческим лицом, благословил папа. Папа поцеловал его небольшую широкую сухую руку; я сделал то же.
– Позовите Вольдемара, – сказал папа. – Где он? Или нет, ведь он в университете говеет.
– Он занимается с князем, – сказала Катенька и посмотрела на Любочку. Любочка вдруг покраснела отчего-то, сморщилась, притворясь, что ей что-то больно, и вышла из комнаты. Я вышел вслед за нею. Она остановилась в гостиной и что-то снова записала карандашиком на свою бумажку.
Задания: 1.Укажите ключевые слова в тексте из отрывка.
2.Определите средства выразительности в тексте. Объясните, что хотел рассказать автор, применяя различные языковые средства выразительности.
3. Найдите тропы, наиболее употребительные писателем.
4.Сделайте анализ прочитанного отрывка.( Вывод:)
Средства выразительности в тексте:
1. Описание действий и эмоций главного героя помогает создать живые образы и передать его внутреннее состояние. Например, "я долго думал", "я спрятал тетрадь", "глядя на разорванное расписание и это уродливое заглавие".
2. Использование прилагательных и наречий для усиления выразительности текста. Например, "так криво и неровно", "в другой двери", "широкую сухую руку".
3. Риторические вопросы используются автором для сопоставления внутреннего мира героя и внешнего мира. Например, "Зачем все так прекрасно, ясно у меня в душе и так безобразно выходит на бумаге и вообще в жизни, когда я хочу применять к ней что-нибудь из того, что думаю?".
Автор хотел рассказать о внутреннем мире главного героя, его стремлении к порядку и красоте, но одновременно о его несовершенстве и страдании от несоответствия его внутренних представлений и внешнего мира. Он передает это, используя реалистичные и эмоционально окрашенные описания действий и мыслей главного героя.
Тропы, наиболее употребительные в тексте:
1. Метафора "продолговатая лужа чернил" используется для описания того, как черта загнулась из-за нехватки лексикона, создавая образ "лужи", отображающей неожиданный результат.
2. Ирония присутствует в описании того, как главный герой хочет писать "Правила жизни", но сталкивается с трудностями и делает кривое и неровное заглавие, подчеркивая различие между его представлениями и реальностью.
3. Олицетворение используется в фразе "что, по моему убеждению, дало мне задумчивый вид", где задумчивый вид олицетворяет внутреннее состояние главного героя.
4. Литота присутствует в описании главного героя как "разорванное расписание и это уродливое заглавие", создавая образ его неудовлетворенности и душевного состояния.
Анализ прочитанного отрывка:
В данном отрывке главный герой, столкнувшись с проблемой отсутствия линейки для разлиновки бумаги, использует латинский лексикон, что приводит к неожиданному результату - загибу черты и продолговатой луже чернил по бумаге. Затем, при попытке составить расписание и написать "Правила жизни", он сталкивается с огромным количеством обязанностей и разделений, что требует написания "Правил жизни" вначале. В конце отрывка упоминается прибытие духовника, что вызывает волнение у главного героя, и появляются другие персонажи - папа, Катенька и Любочка.
Итак, прочитав данный отрывок, можно сделать вывод, что главный герой стремится к порядку и красоте в своей жизни, но часто сталкивается с несовершенством и несоответствием своих представлений и реальности. Из-за этого он зациклен на своих мыслях и переживаниях, что мешает ему нормально функционировать в обществе и осуществлять свои обязанности.