антитеза в "медном всаднике", отражающяя противоречия самой действительности, окружает её и на символах. символичен образ медного всадника, олицетворяющего собой государственную систему, против которой поднимает бунт «маленький человек». символом беспощадной судьбы, разрушающей счастье обыкновенного человека, выступает слепая стихия — наводнение.
поэт восторгается красотой и мощью северной столицы, олицетворяющей преображенную россию:
люблю тебя, петра творенье,
люблю твой строгий, стройный вид,
невы державное теченье,
береговой ее
город «из тьмы лесов, из топи блат вознесся «пышно, горделиво», стал сердцем могучего государства.
согласно сюжету среди жертв наводнения оказалась параша — невеста мелкого'' чиновника евгения, т. тавного героя поэмы. евгений не перенес тяжелой рраты и потерял рассудок: «увы! его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял». в таком безумном состоянии он долго бродил по городу, пока случайно не оказался у памятника петру первому. тут он внезапно, словно что-то вспомнив, очнулся от забытья и стал грозить «кумиру» на «бронзовом коне», считая, очевидно, именно петра виноватым з том, что город был построен на опасном месте, что к трагедии. однако в этот момент евгению показалось, что лицо «грозного царя, мгновенно гневом возгоря», обратилось к нему, и он в страхе бро-.: : .-ся бежать. евгению слышится, будто бы медный всадник.
и, озарен луною бледной,
простерши руку в вышине,
за ним несется всадник
медный на звонко-скачущем
и всю ночь бедному безумцу казалось, что медный всадник преследует его. медный всадник выступает в поэме как некий символ. его значение определяется главной идеей поэмы. он олицетворяет собой не только петербург, но и всю россию, «вздыбленную» к новой жизни энергией петра. это как бы символ самой необходимости, неизбежности, бороться с которой бессмысленно. евгений поднимает свой «бунт» против петра, не понимая, что петр выбрал место для новой столицы исходя прежде всего из и государственной необходимости: «отсель грозить мы будем » но эта государственная необходимость лишила евгения личного счастья. он мечтал жениться, устроить «приют смиренный и простой». но эта мечта была отнята у него роковой силой обстоятельств, против которых «маленький человек» оказывается беззащитным. «общее» в поэме торжествует над «частным», по словам в. г. белинского. символично, что петр i выступает во второй части поэмы в виде медного всадника — уже не живого человека, а символа государства.
таким образом, пушкин противопоставил в поэме государство и человека, величие замыслов и дел петра и частную жизнь «маленького человека», оза не благом отечества вообще (как петр), а устройством своего простого личного счастья. и этот конфликт «общего» и «частного» заканчивается для человека трагически. пушкин хотел подчеркнуть, что в россии всегда во имя торжества общих, государственных идеи приносилось в жертву счастье обыкновенных людей.
антитеза в "медном всаднике", отражающяя противоречия самой действительности, окружает её и на символах. символичен образ медного всадника, олицетворяющего собой государственную систему, против которой поднимает бунт «маленький человек». символом беспощадной судьбы, разрушающей счастье обыкновенного человека, выступает слепая стихия — наводнение.
поэт восторгается красотой и мощью северной столицы, олицетворяющей преображенную россию:
люблю тебя, петра творенье,
люблю твой строгий, стройный вид,
невы державное теченье,
береговой ее
город «из тьмы лесов, из топи блат вознесся «пышно, горделиво», стал сердцем могучего государства.
согласно сюжету среди жертв наводнения оказалась параша — невеста мелкого'' чиновника евгения, т. тавного героя поэмы. евгений не перенес тяжелой рраты и потерял рассудок: «увы! его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял». в таком безумном состоянии он долго бродил по городу, пока случайно не оказался у памятника петру первому. тут он внезапно, словно что-то вспомнив, очнулся от забытья и стал грозить «кумиру» на «бронзовом коне», считая, очевидно, именно петра виноватым з том, что город был построен на опасном месте, что к трагедии. однако в этот момент евгению показалось, что лицо «грозного царя, мгновенно гневом возгоря», обратилось к нему, и он в страхе бро-.: : .-ся бежать. евгению слышится, будто бы медный всадник.
и, озарен луною бледной,
простерши руку в вышине,
за ним несется всадник
медный на звонко-скачущем
и всю ночь бедному безумцу казалось, что медный всадник преследует его. медный всадник выступает в поэме как некий символ. его значение определяется главной идеей поэмы. он олицетворяет собой не только петербург, но и всю россию, «вздыбленную» к новой жизни энергией петра. это как бы символ самой необходимости, неизбежности, бороться с которой бессмысленно. евгений поднимает свой «бунт» против петра, не понимая, что петр выбрал место для новой столицы исходя прежде всего из и государственной необходимости: «отсель грозить мы будем » но эта государственная необходимость лишила евгения личного счастья. он мечтал жениться, устроить «приют смиренный и простой». но эта мечта была отнята у него роковой силой обстоятельств, против которых «маленький человек» оказывается беззащитным. «общее» в поэме торжествует над «частным», по словам в. г. белинского. символично, что петр i выступает во второй части поэмы в виде медного всадника — уже не живого человека, а символа государства.
таким образом, пушкин противопоставил в поэме государство и человека, величие замыслов и дел петра и частную жизнь «маленького человека», оза не благом отечества вообще (как петр), а устройством своего простого личного счастья. и этот конфликт «общего» и «частного» заканчивается для человека трагически. пушкин хотел подчеркнуть, что в россии всегда во имя торжества общих, государственных идеи приносилось в жертву счастье обыкновенных людей.