Всем хорошо известно, что искусство – это самовыражение отдельной личности, а литература, стало быть, самовыражение личности писателя. «Багаж» пишущего человека состоит из словарного запаса, речевых приемов, навыков использования этих приемов. Чем богаче палитра художника – тем большими возможностями при создании полотна он обладает. То же и с писателем: чем выразительнее его речь, чем ярче образы, чем глубже и интереснее высказывания, тем более сильное эмоциональное влияние на читателя смогут оказать его произведения.
Среди средств речевой выразительности, называемых чаще «художественными приемами» (или иначе фигурами, тропами) в литературном творчестве на первом месте по частоте употребления значится метафора.
Метафора используется, когда мы употребляем слово или выражение в переносном значении. Перенос этот осуществляется по схожести отдельных черт явления или предмета. Чаще всего именно метафора создает художественный образ.
Разновидностей метафоры довольно много, среди них:
метонимия – троп, смешивающий значения по смежности, иногда предполагающий наложение одного значения на другое
(примеры: «Съем-ка я еще тарелку!»; «Ван Гог висит на третьем этаже»);
эпитет – троп, наиболее ярко отражающий авторскую субъективную позицию, синтаксически используется чаще всего в виде определения
гипербола и литота – фигура в значении преувеличения или преуменьшения описываемого предмета
(примеры: «он вечно спорит»; «море слез»; «маковой росинки во рту не было»);
сарказм – злая, язвительная насмешка, порой откровенное словесное издевательство (например, в получивших распространение в последнее время рэп-баттлах);
ирония – насмешливое высказывание, когда говорящий имеет в виду нечто совсем иное (например, произведения И. Ильфа и Е. Петрова);
юмор – троп, выражающий веселое и чаще всего добродушное настроение (в этом ключе написаны, например, басни И.А. Крылова);
гротеск – фигура речи, намеренно нарушающая пропорции и истинные размеры предметов и явлений (часто использовался в сказках, другой пример – «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта, творчество Н.В. Гоголя);
каламбур – нарочитая двусмысленность, игра слов, основанная на их многозначности
(примеры можно найти в анекдотах, а также в творчестве В. Маяковского, О. Хайяма, К. Пруткова и др.);
оксюморон – сочетание в одном выражении несочетаемого, двух противоречивых понятий
Однако речевая выразительность не исчерпывается только стилистическими фигурами. В частности, можно упомянуть еще звукопись, которая представляет собой художественный прием, подразумевающий определенный порядок построения звуков, слогов, слов для создания какого-то образа или настроения, имитации звуков реального мира. Звукопись читатель чаще встретит в поэтических произведениях, но встречается этот прием и в прозе.
Всем хорошо известно, что искусство – это самовыражение отдельной личности, а литература, стало быть, самовыражение личности писателя. «Багаж» пишущего человека состоит из словарного запаса, речевых приемов, навыков использования этих приемов. Чем богаче палитра художника – тем большими возможностями при создании полотна он обладает. То же и с писателем: чем выразительнее его речь, чем ярче образы, чем глубже и интереснее высказывания, тем более сильное эмоциональное влияние на читателя смогут оказать его произведения.
Среди средств речевой выразительности, называемых чаще «художественными приемами» (или иначе фигурами, тропами) в литературном творчестве на первом месте по частоте употребления значится метафора.
Метафора используется, когда мы употребляем слово или выражение в переносном значении. Перенос этот осуществляется по схожести отдельных черт явления или предмета. Чаще всего именно метафора создает художественный образ.
Разновидностей метафоры довольно много, среди них:
метонимия – троп, смешивающий значения по смежности, иногда предполагающий наложение одного значения на другое
(примеры: «Съем-ка я еще тарелку!»; «Ван Гог висит на третьем этаже»);
эпитет – троп, наиболее ярко отражающий авторскую субъективную позицию, синтаксически используется чаще всего в виде определения
(примеры: «славный паренек»; «жалкий человечишко», «горький хлеб»);
сравнение – фигура речи, характеризующая предмет через сопоставление одного с другим
(примеры: «как плоть ребенка свеж, как зов свирели нежен»);
олицетворение – «оживление» предметов или явлений неживой природы
(примеры: «зловещая мгла»; «осень заплакала»; «вьюга завыла»);
гипербола и литота – фигура в значении преувеличения или преуменьшения описываемого предмета
(примеры: «он вечно спорит»; «море слез»; «маковой росинки во рту не было»);
сарказм – злая, язвительная насмешка, порой откровенное словесное издевательство (например, в получивших распространение в последнее время рэп-баттлах);
ирония – насмешливое высказывание, когда говорящий имеет в виду нечто совсем иное (например, произведения И. Ильфа и Е. Петрова);
юмор – троп, выражающий веселое и чаще всего добродушное настроение (в этом ключе написаны, например, басни И.А. Крылова);
гротеск – фигура речи, намеренно нарушающая пропорции и истинные размеры предметов и явлений (часто использовался в сказках, другой пример – «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта, творчество Н.В. Гоголя);
каламбур – нарочитая двусмысленность, игра слов, основанная на их многозначности
(примеры можно найти в анекдотах, а также в творчестве В. Маяковского, О. Хайяма, К. Пруткова и др.);
оксюморон – сочетание в одном выражении несочетаемого, двух противоречивых понятий
(примеры: «страшно красивый», «оригинальная копия», «стая товарищей»).
Однако речевая выразительность не исчерпывается только стилистическими фигурами. В частности, можно упомянуть еще звукопись, которая представляет собой художественный прием, подразумевающий определенный порядок построения звуков, слогов, слов для создания какого-то образа или настроения, имитации звуков реального мира. Звукопись читатель чаще встретит в поэтических произведениях, но встречается этот прием и в прозе.