Во и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа...»
1. К кому обращены первые строки стихотворения?
2. Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?
3. В чем родство природы и человека?
4. Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
5. Как в стихотворении проявилось несогласие Тютчева со сторонниками материалистической философии?
6. Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.
2. В тексте стихотворения мир природы и мир "внешних, чуждых сил" связаны темой зрения и слуха. Поэт указывает на то, что люди не видят и не слышат настоящую жизнь природы, они не могут понять ее истинного значения, так как они ограничены своими предрассудками и материальным взглядом на мир.
3. Родство природы и человека выражается в том, что человек тоже является частью природы. Поэт отмечает, что человек и природа имеют общую суть и связаны между собой. Человеку нужно научиться видеть и слышать природу, чтобы понять свое место в этом мире.
4. Поэт считает, что неумение слышать жизнь природы не является виной тех, кто "не видит и не слышит". Он указывает на то, что причина этого лежит в том, что люди ограничены своими представлениями и восприятием, которые не позволяют им настоящим образом почувствовать и проникнуться природой. Здесь неумение слышать становится скорее результатом неправильного образа мышления, а не просто личной вины.
5. В стихотворении явно проявляется несогласие Тютчева со сторонниками материалистической философии. Он критикует их взгляд на мир, которые с уклоном в материальное лишь обращаются к наружному, видимому, и не воспринимают глубину и таинственность природы. Поэт призывает к пониманию и восприятию не только внешнего мира, но и его внутренней сущности.
6. Мнение о слышимости жизни природы лирического субъекта может быть разным. Многие стихотворения природы действительно не противоречат возможности слышания ее жизни: звуков птиц, шума леса, шуршания листвы и т.д. Однако здесь, по-видимому, имеется в виду более глубокое, таинственное и интуитивное слияние с природой, которое может быть способно лишь некоторыми особями. Лирический субъект рассматривает природу как полноценного участника и покровителя своей души, что указывает на то, что он на самом деле слышит ее жизнь, воспринимает ее эмоции и гармонию.