Вопрос этот неоднократно освещался в работах разных исследователей, которые, исходя из собственных политических, этических и религиозных воззрений, зачастую односторонне оценивали его социально-политические, эстетические и религиозные взгляды. Уже в XIX в. Пушкин был представлен, с одной стороны, как «смиренный христианин» (Ф. М. Достоевский), а с другой, как «языческий, мятежный, чувственный и героический» русский гений (К. Н. Леонтьев). Существенно разнятся оценки его мировоззрения в советский и постсоветский периоды. В этой связи в статье ставится задача рассмотреть пушкинское мировоззрение в контексте всего жизненного и творческого пути поэта, привлекая не только его художественные произведения, но и переписку с друзьями и знакомыми, а также воспоминания современников. При этом в процессе исследования учитывается не только социально-политическая и культурно-идеологическая обстановка, в которой жил и творил поэт, но и духовная эволюция его личности, весьма импульсивной по своей природе, беспрестанно ищущей смысл жизни, надежные точки опоры в постоянно меняющемся мире. Как и многие его сверстники, юный поэт «переболел» умственными болезнями своей эпохи, к которым помимо революционной романтики, выражавшейся в порицании самодержавного деспотизма и морального осуждения крепостничества, можно отнести увлечение масонскими идеями и даже атеистическими и богоборческими настроениями. Но в период зрелости, наступивший после поражения восстания декабристов в 1825 г., фундаментом политического мировоззрения Пушкина становится национально-патриотическое умонастроение, оформленное как государственное сознание. Консерватизм его политического мировоззрения проявляется как нелюбовь к радикальным и насильственным методам политической борьбы
Вопрос этот неоднократно освещался в работах разных исследователей, которые, исходя из собственных политических, этических и религиозных воззрений, зачастую односторонне оценивали его социально-политические, эстетические и религиозные взгляды. Уже в XIX в. Пушкин был представлен, с одной стороны, как «смиренный христианин» (Ф. М. Достоевский), а с другой, как «языческий, мятежный, чувственный и героический» русский гений (К. Н. Леонтьев). Существенно разнятся оценки его мировоззрения в советский и постсоветский периоды. В этой связи в статье ставится задача рассмотреть пушкинское мировоззрение в контексте всего жизненного и творческого пути поэта, привлекая не только его художественные произведения, но и переписку с друзьями и знакомыми, а также воспоминания современников. При этом в процессе исследования учитывается не только социально-политическая и культурно-идеологическая обстановка, в которой жил и творил поэт, но и духовная эволюция его личности, весьма импульсивной по своей природе, беспрестанно ищущей смысл жизни, надежные точки опоры в постоянно меняющемся мире. Как и многие его сверстники, юный поэт «переболел» умственными болезнями своей эпохи, к которым помимо революционной романтики, выражавшейся в порицании самодержавного деспотизма и морального осуждения крепостничества, можно отнести увлечение масонскими идеями и даже атеистическими и богоборческими настроениями. Но в период зрелости, наступивший после поражения восстания декабристов в 1825 г., фундаментом политического мировоззрения Пушкина становится национально-патриотическое умонастроение, оформленное как государственное сознание. Консерватизм его политического мировоззрения проявляется как нелюбовь к радикальным и насильственным методам политической борьбы