В ранних своих произведениях Горький выступает как романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающему исключительные требования. Герой на голову выше людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим объясняется типичное для романтика одиночество, т. к. люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой – романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, скал. Создавая образы таких героев, Горький не боялся приукрашивать жизнь, используя художественные приёмы, найденные романтиками – предшественниками: исключительная личность в исключительных обстоятельствах, экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие эту исключительность, антитеза как основа композиции произведения, близость прозаического слова к стихотворному, ритмичность, насыщенность тропами, символика. Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления. Горький обращается к поискам нового героя – человека с «жаждой будущего па подвиги… Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд» , - писал Горький. Именно поэтому он обращается в своих ранних рассказах к героям над скучным однообразным существованием («Челкаш» , «Однажды осенью» , «Емельян Пиляй» ) Появляются исключительные характеры, с могучими, всё подчиняющими порывами: к свободе («Макар Чудра» , «Песня о Соколе») , любви («Девушка и смерть») , к борьбе («Песня о Буревестнике») .
Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей
с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающему исключительные требования. Герой на голову выше людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает.
Этим объясняется типичное для романтика одиночество, т. к. люди не понимают его
и отвергают его идеал. Поэтому герой – романтик находит равное себе начало лишь
в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, скал.
Создавая образы
таких героев, Горький не боялся приукрашивать жизнь, используя художественные приёмы, найденные романтиками – предшественниками: исключительная личность в исключительных обстоятельствах,
экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие эту исключительность,
антитеза как основа композиции произведения,
близость прозаического слова к стихотворному,
ритмичность, насыщенность тропами, символика.
Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.
Горький обращается к поискам нового героя – человека с «жаждой будущего па подвиги… Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд» , - писал Горький. Именно поэтому он обращается в своих ранних рассказах к героям над скучным однообразным существованием («Челкаш» , «Однажды осенью» , «Емельян Пиляй» ) Появляются исключительные характеры, с могучими, всё подчиняющими порывами: к свободе («Макар Чудра» , «Песня о Соколе») , любви («Девушка и смерть») , к борьбе («Песня о Буревестнике») .