РОМАНТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ В ФЕЕРИИ А. С. ГРИНА "АЛЫЕ ПАРУСА"В эпоху романтизма складывается особая концепция природы. Романтики часто проявляли себя как пантеисты, обожествляя окружающий мир. Одной из центральных проблем их философии и эстетики стала проблема взаимоотношений человека и природы. Еще Ф. Шиллер работе "О наивной и сентиментальной поэзии" (1795-1796) противопоставил цельное и одухотворенно поэтическое "чувство природы" древних греков современному отчуждению, когда даже само влечение к природе напоминает "чувство больного к здоровью" (1).Это отчуждение является результатом того, что человек утратил понимание "живой души" природы. Романтики мечтают о возрождении древней веры, наивного слияния с природой. "Мы пребываем одновременно внутри природы, и вне ее", - утверждал Новалис (2). Шеллинг, называя природу "вместилищем божественного духа", воспринимал человека не только как высшую ее цель, но и как "одухотворенного исследователя", для которого "природа - священная, вечно созидающая исконная сила мира" (3).Гармоничный человек - часть гармонии мироздания, он наделен умением читать "тайнописи природы". Немецкие романтики рассматривали единение человека с природой как неотъемлемое свойство идеальныъ героев, носителей положительного начала. Сам человек им был интересен лишь тогда, когда он связан с природой, причем природой невозделанной, первозданной, противопоставленной городской цивилизации. Такое общение воспринималось ими как великое благо, как уникальный источник духовного обогащения индивидуума.Например, герои Гофмана обретают душевную гармонию, свое истинное "я" только на лоне природы, постигая ее тайный язык. Студент Бальтазар из сказочнойй повести "Крошка Цахес" признается, что в городе он испытывает "неописуемый страх", ему чудится, что "дома готовы обрушиться на его голову", а вот на лоне природы его душу "посещает сладостный покой", в груди "рождается какой-то дивный гений", который "ведёт таинственные речи с кустами, деревьями, струями лесного ручья", блаженство наполняет все его существо "сладостно-тоскливым трепетом" (4).Пространство идеальной сферы в произведениях романтиков насыщено совершенными запахами, звуками, цветами, которые порождены "дивной гармонией сокровеннейших начал природы". Не случайно английский поэт Вордсворт искал в природе Возвышенное и Живописное, а его соратник Колридж сравнивал процесс творчества с жизнью природы: "Достаточно поверхностного взгляда, чтобы увидеть отдельные черты сходства, роднящие поэта с природой, делающие их взаимозависимыми, а то и вовсе неразрывными" (5). Таким образом, романтики не просто рассматривали природу как источник творческого вдохновения, но сам процесс ее созерцания воспринимали как творческий акт. Блейк писал: "Мир есть бесконечное видение Фантазии или Воображения". Романтический герой всегда наделен преображать мир в своем сознании.
трепетом" (4).Пространство идеальной сферы в произведениях романтиков насыщено совершенными запахами, звуками, цветами, которые порождены "дивной гармонией сокровеннейших начал природы". Не случайно английский поэт Вордсворт искал в природе Возвышенное и Живописное, а его соратник Колридж сравнивал процесс творчества с жизнью природы: "Достаточно поверхностного взгляда, чтобы увидеть отдельные черты сходства, роднящие поэта с природой, делающие их взаимозависимыми, а то и вовсе неразрывными" (5). Таким образом, романтики не просто рассматривали природу как источник творческого вдохновения, но сам процесс ее созерцания воспринимали как творческий акт. Блейк писал: "Мир есть бесконечное видение Фантазии или Воображения". Романтический герой всегда наделен преображать мир в своем сознании.