Повесть «Шинель» – один из последних произведений Гоголя петербургского цикла, написанного в начале 1840-х годов. Петербург Гоголя – это город контрастов. Там «кроме фонаря, все дышит обманом», торжествует пошлость, а таланты гибнут.Красота роскошных дворцов и гранитных набережных, изысканно одетые дамы и благородные кавалеры, прогуливающихся спокойно городом, – это лишь одно из проявлений Петербурга. Ведь существует и другой, совсем не привлекательный для высшего света Петербург – город мелких чиновников, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и причуд богатых. И Гоголь не случайно выбрал для своей повести жизнь незаметного чиновника, история которого является настоящей трагедией «маленького человека», а если шире – целой прослойки тогдашнего общества.Акакий Акакиевич – маленький сморщенный человек, чиновник низкого ранга в столичном департаменте. Он всегда был тихим, молчаливым, через постоянно становился объектом насмешек и насмешек. В ответ на насмешки Башмачкин только отвечает: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” «Обижают» – так может сказать скорее ребенок, а не взрослый человек, который осознает себя как личность.Акакий Акакиевич живет переписыванием различных нелепых бумажек. Но живет он?Нет, он служит безмолвно, ревностно, на совесть. Но только за это уважения не заслужишь, даже если всю жизнь ходить в мундире. Важно только, в каком именно мундире. За ним раз и определяют место в обществе. А какое место у Акакия Акакиевича, если он «вечный титулярный советник»? Постоянные лишения окружающих Акакия Акакиевича, но он будто не чувствует этого. В Башмачкина была своя “поэзия жизни», так же унизительна, как и все его существование. В переписывании бумаг он видел «какой-то свой разнообразный и приятный мир»: буквы он выводил с любовью, при этом наслаждение появлялась на его лице. Иронизируя над духовной ограниченностью Башмачкина, Гоголь одновременно отмечает в нем доброжелательное отношение к людям, трудолюбие, развитое чувство долга. Забрать у Башмачкина работу – все равно что отнять жизнь. С другой стороны, он никогда ничего творческого в работу не вносил и панически боялся даже изменить падежи слов.Однако повествование в повести построена так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. История Акакия Акакиевича – это прежде всего история постепенной гибели человека под давлением социальных обстоятельств.Он ходит в старой шинели, которую нельзя починить. Когда у него появляется мечта – новая шинель, он готов выдержать любые испытания (вечером не зажигает свечи, не пьет чая), чтобы только осуществить свою мечту. Шинель становится своеобразным символом счастливого будущего, ради которого Акакий Акакиевич готов работать вовсю. Когда шинель была сшита, Башмачкин чувствовал себя абсолютно счастливым. Впервые за много лет почувствовал себя не частью работы, а частью города, в котором живет, частью другой, не бумажной реальности. Эта реальность и лишит его жизни. Потеря шинели оказалась потерей всей его жизни.Шинель дала Башмачкин чувство человеческого достоинства. Когда отняли, его будто вернули в прежний, унижен состояние.
Про именно субъективное мнение по поводу этого произведения - не люблю его, оно вгоняет в тоску и отчаяние. Но произведение,конечно, поучительное,раскрывающее человеческие личины, показывающее нынешнего "офисного планктона", маленького человека, который сначала вызывает равнодушие, затем недоумение, а потом жалость и стыд за равнодушие общества. А.А. и умер не сколько в следствии горячки, сколько от человеческой жестокости и непонимания. Но, несмотря на некоторую неприязнь к этому рассказу, понимаешь,что классика не перестает быть актуальной: находятся те самые "маленькие люди" с унизительной ролью и довольные ею, общество не перестает быть равнодушным. Поменялся только век,а люди - те же самые.