Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» – так писал Лев Толстой о войне в своем романе. Великий писатель считал большой ошибкой сопротивление злу насилием, воспринимал войну как кровавую бойню. Однако война, как крупное историческое событие – неизбежна. На то есть ряд причин, и чем больше их изучать, тем больше можно понять, что она должна начаться.
В отличие от многих исследователей, которые считали что историю творят отдельные известные люди, Толстой предполагал, что, наоборот, от отдельного человека мало что зависит, и крупные исторические события происходят независимо от желаний великих людей. Для писателя каждая нация – это совокупность личностей, которые живут своей жизнью, замыкаясь в своем мире, пока не произойдет каких-либо крупных катастрофических событий: будь то наводнение, землетрясение или война. Когда начинается война, народ стремится объединиться для защиты своей страны, как говорил Толстой, и у людей роевое начало». Чем сильнее это начало, тем сильнее люди будут бороться с врагом, и тем больше будет шансов на победу.
Две главные исторические личности в романе – это Наполеон и Кутузов, они противостоят друг другу. Кутузов представляется как великий военачальник, который знает свой народ, люди ему доверяют, и он с легкостью поднимает боевой дух своего войска. Наполеон же – полная противоположность Кутузова. Французский полководец представляется в романе как эгоистичная, мелочная и высокомерная натура. Ему все равно, что думает и чувствует его народ, главное для военачальника – его собственные интересы. И если Наполеон был уверен, что именно он творит историю и является великой личностью, то Кутузов думал наоборот.
Русский полководец выражал покорность грядущим событиям, для него история – это некая неподвластная стихия, где все идет своим чередом. И что бы отдельный человек ни пытался предпринять, чтобы помешать грядущим событиям, у него не получится. Толстой очень уважительно относится к Кутузову, это видно из рассуждений главных героев романа «Война и мир», которые, как бы говорят от лица писателя.
Как однажды сказал великий писатель: человек живет в своем мире, но служит инструментом для свершения глобальных исторических событий. В объяснении истории неизбежен факт предопределенности. Желая все объяснить логически, мы еще больше запутываемся. История необъяснима, все во Вселенной имеет свой тайный смысл, непонятный для человечества.
Главным тезисом Толстого, основанным на христианской традиции и идеалистической философии, был тезис о непротивлении злу насилием. Этот тезис был взят Толстым из Нагорной проповеди Христа. Вот почему Толстой воспринимал войну именно как кровавую бойню, противную человеческой сущности. В романе «Война и мир» он писал: «Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» .
Отношение Льва Николаевича к историческому процессу было своеобразно: он придерживался фаталистических взглядов. Толстой полностью отвергал какие-либо обоснования и предпосылки исторического события. История (по Толстому) – непредсказуемое, стихийное явление, а все исторические события предначертаны свыше. Толстой пишет об этом своем понимании истории следующее: «Для нас, потомков, – не историков, не увлеченных процессом изыскания и потому с незатемненным здоровым смыслом созерцающих событие (имеется в виду война 1812 года) , причины его представляются в неисчислимом количестве. Чем больше мы углубляемся в изыскание причин, тем больше их нам открывается, и всякая отдельно взятая причина или целый ряд причин представляются нам одинаково справедливыми сами по себе, и одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события, и одинаково ложными по недействительности своей (без участия всех других совпавших причин) произвести совершившееся событие» .
Многие исследователи считают, что историю делают отдельные личности. А. Дж. Тойнби, например, считал, что основную роль в истории играет творческое меньшинство, то есть небольшая группа людей, отдельных личностей. Но Толстой придерживается противоположного мнения. Он считает, что отдельные личности в истории практически ничего не значат, а все исторические события совершаются независимо от воли отдельных людей. Эта концепция наиболее наглядно отображена в романе «Война и мир» в образе Кутузова. Кутузов «ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее его воли…» . Или читаем в другом месте: «Кутузов знал… что-то другое, что должно было решить дело, — что-то другое, независимое от ума и знания… »
Так что же Толстой подразумевает под этим «другим знанием» ? Это не что иное, как боевой дух войска, решающий исход любого сражения.
Толстой считает, что любая нация представляет собой совокупность отдельных личностей, и до тех пор, пока не возникнет критической, катастрофической ситуации (стихийное бедствие, война, революция) , каждая личность живет своей собственной жизнью в своем собственном мире, в своей скорлупке, ограничиваясь кругом своих, порой весьма эгоистических, проблем и стремлений. Но стоит только возникнуть критической ситуации, как в каждой личности так называемое (по Толстому) «роевое начало» . Народ (то есть совокупность всех личностей данной нации, независимо от социального положения) , подобно растревоженному улью, обороняет свою родину сообща, «всем миром» . И чем сильнее это «роевое начало» в народе, тем больше у него шансов на победу...
Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» – так писал Лев Толстой о войне в своем романе. Великий писатель считал большой ошибкой сопротивление злу насилием, воспринимал войну как кровавую бойню. Однако война, как крупное историческое событие – неизбежна. На то есть ряд причин, и чем больше их изучать, тем больше можно понять, что она должна начаться.
В отличие от многих исследователей, которые считали что историю творят отдельные известные люди, Толстой предполагал, что, наоборот, от отдельного человека мало что зависит, и крупные исторические события происходят независимо от желаний великих людей. Для писателя каждая нация – это совокупность личностей, которые живут своей жизнью, замыкаясь в своем мире, пока не произойдет каких-либо крупных катастрофических событий: будь то наводнение, землетрясение или война. Когда начинается война, народ стремится объединиться для защиты своей страны, как говорил Толстой, и у людей роевое начало». Чем сильнее это начало, тем сильнее люди будут бороться с врагом, и тем больше будет шансов на победу.
Две главные исторические личности в романе – это Наполеон и Кутузов, они противостоят друг другу. Кутузов представляется как великий военачальник, который знает свой народ, люди ему доверяют, и он с легкостью поднимает боевой дух своего войска. Наполеон же – полная противоположность Кутузова. Французский полководец представляется в романе как эгоистичная, мелочная и высокомерная натура. Ему все равно, что думает и чувствует его народ, главное для военачальника – его собственные интересы. И если Наполеон был уверен, что именно он творит историю и является великой личностью, то Кутузов думал наоборот.
Русский полководец выражал покорность грядущим событиям, для него история – это некая неподвластная стихия, где все идет своим чередом. И что бы отдельный человек ни пытался предпринять, чтобы помешать грядущим событиям, у него не получится. Толстой очень уважительно относится к Кутузову, это видно из рассуждений главных героев романа «Война и мир», которые, как бы говорят от лица писателя.
Как однажды сказал великий писатель: человек живет в своем мире, но служит инструментом для свершения глобальных исторических событий. В объяснении истории неизбежен факт предопределенности. Желая все объяснить логически, мы еще больше запутываемся. История необъяснима, все во Вселенной имеет свой тайный смысл, непонятный для человечества.
Главным тезисом Толстого, основанным на христианской традиции и идеалистической философии, был тезис о непротивлении злу насилием. Этот тезис был взят Толстым из Нагорной проповеди Христа. Вот почему Толстой воспринимал войну именно как кровавую бойню, противную человеческой сущности. В романе «Война и мир» он писал: «Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» .
Отношение Льва Николаевича к историческому процессу было своеобразно: он придерживался фаталистических взглядов. Толстой полностью отвергал какие-либо обоснования и предпосылки исторического события. История (по Толстому) – непредсказуемое, стихийное явление, а все исторические события предначертаны свыше. Толстой пишет об этом своем понимании истории следующее: «Для нас, потомков, – не историков, не увлеченных процессом изыскания и потому с незатемненным здоровым смыслом созерцающих событие (имеется в виду война 1812 года) , причины его представляются в неисчислимом количестве. Чем больше мы углубляемся в изыскание причин, тем больше их нам открывается, и всякая отдельно взятая причина или целый ряд причин представляются нам одинаково справедливыми сами по себе, и одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события, и одинаково ложными по недействительности своей (без участия всех других совпавших причин) произвести совершившееся событие» .
Многие исследователи считают, что историю делают отдельные личности. А. Дж. Тойнби, например, считал, что основную роль в истории играет творческое меньшинство, то есть небольшая группа людей, отдельных личностей. Но Толстой придерживается противоположного мнения. Он считает, что отдельные личности в истории практически ничего не значат, а все исторические события совершаются независимо от воли отдельных людей. Эта концепция наиболее наглядно отображена в романе «Война и мир» в образе Кутузова. Кутузов «ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее его воли…» . Или читаем в другом месте: «Кутузов знал… что-то другое, что должно было решить дело, — что-то другое, независимое от ума и знания… »
Так что же Толстой подразумевает под этим «другим знанием» ? Это не что иное, как боевой дух войска, решающий исход любого сражения.
Толстой считает, что любая нация представляет собой совокупность отдельных личностей, и до тех пор, пока не возникнет критической, катастрофической ситуации (стихийное бедствие, война, революция) , каждая личность живет своей собственной жизнью в своем собственном мире, в своей скорлупке, ограничиваясь кругом своих, порой весьма эгоистических, проблем и стремлений. Но стоит только возникнуть критической ситуации, как в каждой личности так называемое (по Толстому) «роевое начало» . Народ (то есть совокупность всех личностей данной нации, независимо от социального положения) , подобно растревоженному улью, обороняет свою родину сообща, «всем миром» . И чем сильнее это «роевое начало» в народе, тем больше у него шансов на победу...